В связи с массовой эмиграцией из России в Армении заново встал вопрос открытия русских школ
Открытие русских школ в Армении, о котором так любит говорить министр Лавров, может стать объективной реальностью. Причина проста: в связи с русско-украинской войной к нам приехало много русских. В том числе, семьи с детьми школьного возраста, которым надо где-то учиться.
Вообще-то русские школы в Армении уже были. В советское время, до 1991 года. А потом русский язык уступил место английскому: мир изменился, и мы перестали быть связанными пуповиной лишь с Москвой. Для интеграции с внешним миром английский стал более важен.
На протяжении многих лет Москва пыталась добиться от Армении особого статуса русского языка. Вернее, закрепить его официально, поскольку на практике у русского и так особый статус в Армении. Армения не препятствовала и не препятствует открытию в стране очагов русской культуры и трансляции российских телеканалов. Русским владеют очень и очень многие, он постоянно звучит на улицах. Десятки лет в школах он был первым иностранным языком. Надо очень постараться, чтобы его не знать хотя бы на разговорном уровне.
Как же нам удавалось до сих пор избегать открытия русских школ и придания русскому особого статуса, чего требуют от нас Путин и Лавров? Мы ссылались на то, что на протяжение 95 лет Армения является моноэтничной страной, а это значит, что русский не может иметь преференций перед арабским, английским, китайским, грузинским и даже азербайджанским и турецким языками.
Сегодня ситуация иная. Русские в Армении могут стать крупным национальным меньшинством. Если война затянется, количество русских может достичь 100 тысяч. И не исключено, что они обоснуются надолго.
Почему же все-таки они приезжают именно в Армению? Вероятно, потому что здесь с уважением относятся ко всему русскому, к тому же нас не коснулись санкции. Отток русских из России связан и с тем, что многие работают с иностранными компаниями, свернувшими свою деятельность в России, но их работа с русскими сотрудниками продолжается.
Немало и тех, кто скрывается от режима, создавшаяся в России атмосфера не позволяет осуществлять деятельность, скажем, журналиста, правозащитника, вести расследования.
Кто-то найдет работу в армянских компаниях, либо откроет свой бизнес, а те, кто сотрудничает с иностранными компаниями, будут выплачивать налоги в бюджет Армении.
И тут встает вопрос не только о русских школах, но и об армянских. Есть ли у нас ресурс для обучения такого количества русских детей армянскому языку? Ведь они должны владеть государственным языком нашей страны. А когда станут налогоплательщиками, будут обладать и правами, в том числе, правом получения образования на армянском языке.
Сможет ли Армения отказать им в этом? Поможет ли тем, кто все-таки захочет учиться по-русски? Ведь на моноэтничность, которую мы лелеяли столько лет, ссылаться уже нельзя.