Президент Азербайджана Ильхам Алиев в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что 22 мая в Брюсселе в ходе встречи с премьером Армении Николом Пашиняном была достигнута договоренность об установлении коридора через территорию Армении. В том числе, по версии Алиева, речь шла о строительстве железной дороги и автомагистрали.
«На территории Армении не может быть дороги или транспортного маршрута с логикой коридора», – об этом в ответ на вопрос @armenpress заявил секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян.
«Позиции Республики Армения не изменились. На территории Армении не может быть дороги или транспортного маршрута с логикой коридора. Все договоренности, достигнутые в Брюсселе, касаются открытия региональных коммуникаций, о чем я говорил и вчера, отвечая на ваши вопросы. Все договоренности, достигнутые в Брюсселе, соответствуют публичным заявлениям, сделанным представителями Армении в прошлом. По итогам встречи в заявлении председателя Совета ЕС можно видеть, что в контексте открытия региональных сообщений договоренности касались пограничного, таможенного контроля, взимания платы, международного транзита. Это важные вопросы касаются реализации проекта «Армянский перекресток», и правительство Армении последовательно будет двигаться в этом направлении», – пояснил Армен Григорян.
//
В своей версии результатов трехсторонних переговоров Ильхам Алиев подчеркнул, что достигнута договоренность об открытии «Зангезурского коридора», как по части железных, так и автомобильных дорог. Примечательно, что в заявлении главы Евросовета Шарля Мишеля после встречи в Брюсселе также говорится об «открытии коммуникаций из Западного Азербайджана в Нахиджеван».
Баку уже подготовился к созданию такого коридора. Создан логистический центр на юге оккупированной части Арцаха, а география вторжения Баку в Сюникском районе Армении в точности совпадают с маршрутом планируемой дороги. На прошлой встрече в Брюсселе согласия по поводу магистралей не было.
Ранее Баку подписал соглашение с Ираном о запуске «коридора» с Нахиджеваном по территории Ирана. При этом Алиев по-прежнему настаивал на «экстерриториальном Зангезурском коридоре». Вопрос касаетмя также обновления и расширенного применения русско-турецких договоров 1921 года Москва/Карс. Согласно этим договорам, Нахиджеван – армянская автономия, временно переданная под протекторат Баку. В свою очередь, для Турции остаются открытыми вопросы Карса и других оккупированных армянских территорий, поскольку Лозаннский договор в строгом правовом смысле недействителен. Именно этим договором Карс признан турецким.