В Брюсселе под эгидой и непосредственным патронажем Евросоюза Армения и Азербайджан пришли к важным, ключевым знаменателям. Их договоренности если не уступают, то во всяком случае близки по своему весу к договоренностям, достигнутым 9 ноября 2020 года в Москве.
Тогда, два года назад, в результате 44-дневной войны Армения была вынуждена выбирать между миром, замораживанием текущего положения дел на неопределенный срок и ежедневной опасностью возобновления войны.
Сегодня дипломатические шаги Брюсселя направлены на то, чтобы раз и навсегда урегулировать карабахский конфликт, по сути, удовлетворяя все требования Алиева как победителя. Тем более что международная роль и энергетический вес Азербайджана для коллективного Запада и непосредственно для ЕС многократно возросли в связи с украинской войной.
ЕС делает все возможное, чтобы азербайджанские нефтегазовые мощности стали альтернативойроссийской энергетики. И поэтому заинтересован в стабильном и прочном региональном мире для реализации новых энергетических проектов.
С другой стороны, гарантируя армянской стороне право на жизнь и безопасность «этнических армян» Нагорного Карабаха, ЕС наглядно демонстрирует нынешнюю политическую линию коллективного Запада: урегулировать конфликт и вывести Южный Кавказ из сферы единоличного влияния России.
А Москва, которая, судя по всему, не очень заинтересована в урегулировании конфликта, делает все возможное, чтобы сохранить Армению и Азербайджан в сфере своего влияния и максимально продлить дислокацию своих миротворцев в Арцахе, сосредоточить нити урегулирования в своих руках и монополизировать возможные варианты разрешения конфликта.
В этой ситуации оказались власти Армениивынуждены выбирать между новым статус-кво (Москва) и прочным миром любой ценой (Брюссель). Это выбор между плохим и худшим, между нынешним «позорным» миром и будущей «бескомпромиссной» войной, в результате которой Армения может уже не прийти в себя.
Брюссель, по сути, предлагает придать армянам Арцаха статус этнического меньшинства в составе Азербайджана по примеру армян Ахалкалаки в Грузии. Только в данном случае гарантами прав и безопасности армян Арцаха будут ЕС и условный Запад.
Россия в этой комбинации становится ненужным звеном. Брюссельские резолюции снимают вопрос о российском контроле над «Зангезурским коридором». Согласно договоренности, деблокируются взаимные коммуникации: Армения получает дорогу в Мегри через Нахиджеван, а Азербайджан связывается с Нахиджеваном через Армению. А проблемы возможных пограничных конфликтов будут решаться демаркационной и делимитационной комиссиями.
Пока неясно, как на все это смотрит Москва и какие у нее планы в отношении таких «сепаратных» переговоров с между Арменией и Азербайджаном. Вряд ли она проглотит дипломатический триумф Брюсселя в сфере своего влияния.
Армения должна оценить возможные риски, связанные с шагами посредников и выбрать оптимальное решение из худших вариантов. Если все пойдет по брюссельскому сценарию и дело дойдет до окончательных решений, лучшим вариантом может стать референдум, который оставит выбор за непосредственными бенефициарами — гражданами Армении.
Гор Мадоян