Специально для AliQmedia Вардан Арутюнян поговорил в Киеве с одним из самых известных диссидентов и правозащитников советского периода, лидером крымско–татарского национального движения Мустафой Джемилевым.
— Как, по-вашему, эта война повлияет на будущее Украины? Еще недавно казалось, что Украина спокойно пойдет по выбранному ею прозападному пути. Однако многое изменилось.
— Да, многое изменилось. Путин, конечно, не думал, что Запад проявит такое единство. Невозможно было представить такой антироссийской коалиции, таких санкций, такого объема военной и финансовой поддержки Украине. Результатом будет крайнее ослабление России. Ее экономика не выдержит воздействия санкций. Очень скоро им даже нечем будет прокормить своих солдат. Положение еще больше усугубится, когда будет введено полное эмбарго на нефть и газ. Поражение России неизбежно.
Однако сегодня они продолжают разрушать и убивать. У них еще есть ресурсы. Они все еще пытаются реализовать свои нереальные планы. Они отказываются признать, что потерпели неудачу, что проиграют в этой войне.
Война, конечно, ужасна. Это боль, разрушение, смерть. Но даже на этом фоне я смотрю на будущее Украины с оптимизмом. Коллективный Запад уже заявил, что санкции будут действовать до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Украины, а значит, и освобожден Крыма. У российской стороны есть серьезные опасения. У нас есть путеводитель, составленный оккупационными властями Крыма, где жителям предлагают хранить макароны, муку и другие продукты, потому что, по их расчетам, если Украина бомбит Белгородскую область России, то она может с таким же успехом ударить по Крыму. Они не исключают и уже готовятся к атаке в направлении Крыма. Многие россияне, переехавшие в Крым после 2014 года, (а их, по нашим оценкам, более миллиона человек) пытаются продать свои квартиры и немедленно покинуть полуостров.
Много говорят о том, что делать с Крымским мостом. С одной стороны, этот мост является символом оккупации, и наши соотечественники хотят видеть растерянные лица Путина и других оккупантов в результате взрыва этого моста, а с другой стороны, существует мнение, что россияне должны покинуть Крым по этой единственной дороге. После чего его можно взорвать.
В нашем парламенте уже идут обсуждения, какие законы следует принять в связи с освобожденным Крымом. Есть планы по статусу крымско–татарского народа, а также по будущему статусу Крыма. Необходимо внести изменения в главу 10 Конституции Украины, чтобы признать Крым автономной республикой. Мы уже представили соответствующие документы. Президент Зеленский, однако, говорит, что вопрос нужно решать поэтапно. Так или иначе, решение будет. Крым, особенно после депортации крымских татар, был советизирован, русифицирован и милитаризован. Исторические топонимы и авторские права на объекты культурного наследия должны быть восстановлены. Нас ждет масштабная работа.
— Армения годами действует на международной арене под российским давлением. Она голосовала не в своих интересах, а в интересах России. Сегодня Армения позиционирует себя уже более независимо. Заметно ли это изменение? Заметна ли вообще позиция Армении в Украине?
— Все объясняется нагорно-карабахской проблемой. Карабах нужен России с одной целью: удержать под своим влиянием Армению и Азербайджан. Все те в Армении, кто считал, что Карабах должен быть частью Армении или независимой республикой, возлагали надежды на Россию. Они понимали, что ни одна страна, кроме России, не поддержит такую программу. А России нужен не решенный, а тлеющий конфликт.
Есть вопросы международного права и территориальной целостности, есть резолюции ООН, согласно которым урегулирование нагорно-карабахской проблемы в пользу Армении маловероятно. Но при наличии конфликта позиция армянских властей ясна: они вынуждены были быть с Россией.
Нерешенный карабахский вопрос совершенно не в интересах армянского народа. Его следует рассматривать в контексте международного права. Если вы пойдете другим путем, исходя из ситуации и опираясь на поддержку другой силы, вы зайдете в тупик. Обязательно будет кризис.
Я думаю, что и у Армении, и у Азербайджана должны быть нормальные, добрососедские отношения, и, может быть, в будущем у них могут быть братские отношения. Это поможет этим двум странам как можно скорее отделиться от России, потому что именно Россия является главным источник зла.
Что касается голосования Армении на международной арене сегодня, то Армения явно не голосует в защиту Украины, она просто не участвует в голосовании или воздерживается. Но это уже неплохо.
— Хотелось бы поговорить о российско-украинских переговорах, которые идут параллельно с войной. Я знаю, что вы принимали участие в переговорах в Стамбуле.
— Сначала эти переговоры проходили на территории Беларуси, что мне совсем не понравилось. Нашу страну обстреливают с ее территории, а мы там ведем переговоры. Затем их перевели в Стамбул.
Русские выдвигали нереальные требования.Сначала признать Крым территорией России, потом признать марионеточные Луганскую и Донецкую республики, отказаться от процесса евроинтеграции, от всяческой поддержки со стороны Запада и так далее. Так называемые переговоры на самом деле были требованием капитуляции Украины. Украина говорила одно: пусть Россия вернется на позиции, которые она занимала до 24 февраля, прекратит огонь и начнет нормальные переговоры, на что Россия не согласилась, предложила вести переговоры параллельно с войной. Они были уверены, что заставят Украину принять их ультиматум.
Сегодня ситуация совершенно иная. Требования России смягчились, качество речи изменилось. Об активных переговорах как таковых говорить не приходится. Украина уже уверена в своих силах, она говорит совсем с других позиций. Мы изгоним их со всей территории нашей страны.
***
Мустафа Джемилев (род.1943) — один из лидеров национального движения крымских татар. Он был одним из самых известных диссидентов и правозащитников советского периода. Семь раз былсудим за свою правозащитную деятельность. В общей сложности провел в заключении 15 лет.
С 1991 по 2013 год был спикером Меджлиса крымско-татарского народа. С 1998 года – депутат семи созывов Украинской Рады . 18 мая 1944 года по приказу Кремля крымские татары были насильственно депортированы и переселены в Среднюю Азию. Им не разрешили вернуться в Крым даже после смерти Сталина. Национальное движение крымских татар началось в середине 1950-х. Борьба за возвращение на родину была тяжелой и долгой. Татары подвергались жестоким гонениям. Активные деятели были осуждены, но в итоге их борьба закончилась успехом. Во второй половине 1980-х они завоевали право вернуться на родину.
***
Вардан Арутюнян (род. 1961) — армянский правозащитник, диссиден и политзаключенный. С конца 70-х гг. участвовал в работе подпольных организаций Армении. Был членом молодёжного крыла НОП, «Союз молодых армян», в 1980 г. был арестован и приговорён к 5 годам лишения свободы и 3 годам ссылки за подпольную деятельность. С 90-х занимался обменом пленных, захваченных в результате боевых столкновений на армяно-азербайджанской границе, был участником процесса установления армяно-азербайджанского гражданского диалога. Редактор газеты «Кантех» («Факел») и председателем правозащитной организации «Аржанапатвутюн» («Достоинство»). С конца 90-х был заместителем председателя Комиссии по вопросам прав человека при президенте Армении. В 2000-х стал главой «Фонда поддержки свободы слова» и НПО «Центр права и свободы». С 2008 г. Арутюнян является координатором комитета защиты политических заключённых и репрессированных в Армении.
***
AliQmedia публикует серию интервью о ситуации в Украине. Читайте также:
Беседа Вардана Арутюняна с предстоятелем Украинской епархии Армянской Апостольской церкви в Киеве архиепископом Маркосом Ованнисяном в материале
«Воюют не народы, а стороны» – армяне на украинской войне»
Неоднозначный разговор Вардана Арутюняна с украинским правозащитником Мирославом Мариновичем о чуде единства, которое принесла украинцам развязанная Россией война