Тайна армянских биолабораторий: Дмитрий Медведев и патогены

Давид Степанян

Биолаборатории на территории Армении периодически оказываются в центре внимания армянской общественности… финансируемой Москвой. Организации с названиями типа «Глас народа», «изучают ситуацию» и «приходят к выводам», согласно которым в лабораториях проводятся тайные, тщательно скрываемые от народа работы. СМИ соответствующей направленности и финансирования возглашают о тайных документах. И раскрывают жуткие тайны военно-биологической деятельности Пентагона, крайне заинтересованного в работе с особо опасными патогенами в качестве биологического оружия, на территории Армении.

После чего «Союз офицеров запаса Службы национальной безопасности», есть в Армении и такая организация, члены которой почему-то получают пенсию из России, призывает немедленно проверить деятельность «американских биолабораторий». Обычно о биолабораториях вспоминают в периоды охлаждения между Ереваном и Москвой.

Нелепое оружие

Страшно? А теперь вернемся на землю. В данном случае на армянскую, где согласно законодательству термина «биолаборатория» не существует. Есть лицензированные организации, предоставляющие лабораторно-диагностическую помощь и обслуживание с целью обеспечения общественного здоровья посредством диагностических исследований биологического фактора.

Часть из них финансируется госбюджетом, часть — иными финансовыми средствами в рамках законодательства. Согласно официальному заявлению ГНКО “Национальный центр контроля и профилактики заболеваний”, референс-лаборатории обеспечивают безопасность республики. И иметь двойного назначения не могут в силу международных обязательств Армении по снижению рисков распространения биологического оружия.

Специалисты характеризуют разговоры о биологическом оружии как нелепые. А гендиректор все того же ГНКО Артавазд Ванян охарактеризовал деятельность лабораторий как имеющую биологическую и химическую научно-исследовательскую направленность. Отметив, что ГНКО сотрудничает как с США, так и с Россией, Ванян посчитал закрытость системы нормальным явлением в силу ее завязанности на изучении патогенов. В свою очередь Минздрав заявил, что в лабораториях работают лишь армянские специалисты.

Москва беспокоится и настаивает

Но вернемся к московскому беспокойству. Руководство РФ неоднократно заявляло, что «референс-лаборатории преследуют глубинные интересы в биологической сфере и являются военным инструментом в руках США». После чего традиционно настаивало на допуске в лаборатории российских специалистов.

В сентябре 2018-го по личному поручению премьер-министра Никола Пашиняна российские специалисты получили доступ к «американским лабораториям» и исследовали их деятельность. «У россиян никогда не было проблем с доступом и не будет с того момента, как я стал премьер-министром”, — заявил Пашинян. Еще до этого, в 2017 году, в лабораториях побывали и армянские журналисты.

Один из 30 пунктов совместного заявления, принятого по итогам последнего визита Пашиняна в Россию, гласит, что Армения и Россия не будут предоставлять третьим странам свои территории для деятельности в сфере биологической безопасности, направленной против их интересов. Пашинян и Путин также подчеркнули важность дальнейшей реализации договоренностей в области обеспечения биологической безопасности, в том числе на основе Меморандума от 6 мая 2021 года. Этот документ не опубликован, но из наших источников известно, что речь там идет ни много, ни мало о механизмах сотрудничества, обмене информацией, организации переподготовки специалистов в данной сфере. Важно отметить, что права какой-либо стороны на доступ в лаборатории или односторонний контроль над ними документ не предусматривает.

Чего хотят США?

Являющаяся компонентой «Биологической программы совместного участия» (CBEP) США, Программа по снижению биологической угрозы (BTRP) действует в Армении с 2008 года. И, согласно заявлениям посольства США в Армении, представители американского правительства посещают объекты в рамках данной программы исключительно в качестве гостей, приглашенных правительством Армении. Суть CBEP сводится к развитию возможностей обнаружения вирусов и их быстрого обезвреживания в 25 странах мира.

В Ереване американскими подрядчиками созданы три лаборатории: в Центре по контролю и профилактике заболеваний, в Госслужбе безопасности пищевых продуктов и в инфекционной клинической больнице «Норк». А также четыре региональные лаборатории в Гюмри, Ванадзоре, Иджеване и Мартуни.

Согласно данным опубликованным на сайте американского куратора программы, Агентства по снижению угрозы безопасности (DTRA), в Армении проводят исследования следующих патогенов: сибирская язва, бруцеллез, чума, африканская свиная чума и туляремия. А также фиксируют вспышки мутирующих вирусов, некоторые из которых уже распространились по Южному Кавказу.

Судя по опубликованным результатам исследований, в США уже владеют достаточной информацией об эпидемиологической ситуации в Армении. Точных данных о финансировании армянского компонента программы нет, сумма финансирования лабораторий и сети информирования в Армении по различным оценкам колеблется в пределах от $18 до $50 млн. Примечательно, что аналогичные лаборатории при американском финансировании действуют и в соседних с Арменией Грузии с Азербайджаном.

Наш инсайд

Исходя из имеющейся информации и открытости лабораторий для российских специалистов, можно сказать, что реальные цели СВЕР в Армении от официально-декларируемых не отличаются. А главное, лаборатории полностью подконтрольны армянским властям. Мне удалось на условиях анонимности пообщаться с сотрудником одной из ереванских лабораторий. Он убежден, что весь смысл их работы сводится к своевременному диагностированию возможных вспышек в Армении опасных инфекционных заболеваний. А также отслеживанию появления новых, ранее неизвестных патогенов, и самое главное — безопасности пищевых продуктов. Риски появления патогенов в Армении существуют, и, учитывая органическую специфику сельского хозяйства, генно-модифицированные продукты в стране практически не выращиваются, эти риски достаточно высоки. Жаркий климат также повышает риски.

«Мираторг» пострадать не должен

Реальность намного проще и прозаичнее мифов, а главное прямо отражена в Стратегии национальной безопасности США. Являясь лидером в мировом импорте продукции, второй после Китая страной по числу выезжающих за рубеж туристов, США рассматривают биологическую угрозу, прежде всего, в контексте собственной безопасности.

В Вашингтоне просто вовремя стали просчитывать риски. Прагматичные американцы осознали, что отслеживать, заниматься профилактикой и обезвреживанием новых патогенов гораздо дешевле и главное безопаснее на территории других стран, чем на своей собственной.

Иными словами, вложенные в упомянутые 25 стран сотни миллионов долларов – своеобразная гарантия, карантин, не позволяющий различным вирусам, патогенам и штаммам достигнуть американских берегов. Это проявление американского прагматизма и ничего более.

Мотивация же Москвы в периодическом биологическом сотрясании воздуха, помимо пропаганды, заключается еще в одном весьма далеком от политики обстоятельстве. В армянских «биолабораториях» проходит проверку вся импортируемая в республику пищевая продукция. В том числе из России. А до их появления весь продуктовый импорт проходил соответствующую проверку… правильно, в РФ.

И вот теперь при любом обнаружении пальмового масла, к примеру, в продукции компании «Мираторг», по слухам принадлежащей не кому-нибудь, а бывшему российскому президенту Дмитрию Медведеву, эту продукцию вежливо, но твердо заворачивают назад. Что по понятным причинам встречает недовольство Москвы, выражаемое в виде страшилок о создаваемом в Армении на американские деньги биологическом оружии.

Давид Степанян

@2025 – Lava Media. Все права защищены.