Помимо «cуперминистра» Хачатряна, упомянутого в первой части статьи, есть еще два источника коррупционных метастаз: экс-президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Во всех наиболее важных отраслях армянской экономики они оставили свой след. Разумеется, не прямой, а аффилированный.
В 2010 году руководитель Армянского дискуссионного клуба «Миабанутюн» Смбат Караханян обнародовал данные, согласно которым 85% всех активов страны, включая незаконные трафики, и почти 90% финансовых потоков контролировались тогдашней властной верхушкой. С тех пор ситуация в экономике Армении мало в чем изменилась.
Второй президент Армении Роберт Кочарян за 10 лет управления страной (1998-2008 гг.) сосредоточил в своих руках колоссальные, по меркам Армении, финансовые возможности. По оценкам правозащитников, Кочарян, находясь у власти, имел долю в сферах налогообложения, телекоммуникаций, строительства, газоснабжения, обработки драгоценных камней, добычи и переработки минералов, импорта товаров и транспортных инфраструктур. По подсчетам того же Смбата Карахяняна, общие активы семьи Кочаряна достигали 4 миллиарда долларов.
На данный момент Кочаряны являются бенефициарами: «Арцахбанка», «Ардшинбанка»,
«Конверсбанка», «Юнибанка», АВВ банка, компании МАП, компании Renсo Construction, Зангезурского медно-молибденового комбината, комплекса Капутан Севан, медцентра «Наири», армянских представительств брендов Emporio Armani и Stefano Ricci, строительных компаний BiShin и Dountown Yerevan. А также: телекомпании «Н2», сети супермаркетов SAS, комбината «Ной», аэропорта «Звартноц», представительства компании Toyota в Армении, компаний «К-телеком», «Наири Иншуранс», гостиниц Конгресс и Radysson. Долгие годы Кочарян являлся независимым директором российской АФК «Система».
Все эти бизнесы, видимо, не очень успешны, ведь на суде по делу Кочаряна его младший сын Левон заявил, что он не миллиардер, а лишь миллионер.
Третий президент Армении Серж Саргсян, на первый взгляд, выглядит несколько скромнее предшественника.
Он владеет долей в нефтетрейдере «Флэш», сетью бензоколонок, 3 винными комбинатами в Арцахе, водочным заводом, долей в «Араратбанке», сетью ресторанов «Арарат», гостинично-ресторанным комплексом в Москве, собственным домом в Лондоне, сетью кофеен «Джазве». Саргсян также имеет различные паи в большинстве армянских банков.
Метастазы
От Кочаряна, Саргсяна и их «суперминистра» Хачатряна веером расходятся метастазы в виде имен бывших министров и депутатов, госчиновников и бизнесменов. И сегодня многие из них стали фигурантами уголовных дел в рамках закона «О конфискации».
Владелец SAS Group Артак Саркисян, уже бывший директор Ереванского метрополитена Пайлак Яйлоян, бывший начальник Полиции Армении Владимир Гаспарян, бывший министр транспорта и связи Гагик Бегларян, экс-сотрудник Комитета госдоходов Ваграм Гуроглян, бывший вице-премьер, министр территориального управления Армении Армен Геворгян, бывший министр юстиции Армении Давид Арутюнян, бывший министр экологии Вардан Айвазян, бывший председатель Совета общественного ТВ Армении Александр Арутюнян, бывший губернатор Сюника Сурик Хачатрян, бывший депутат парламента Арутюн Памбукян, экс-спикер парламента Овик Абрамян, экс-премьер Армении Тигран Саркисян, бывший мэр Еревана Ерванд Захарян, брат Сержа Саргсяна Сашик Саргсян, экс-замглавы СНБ Гриша Арутюнян.
Из грабителей в спасители
При желании список можно продолжить, но главное во этом не сами имена и даже не их количество, а то, что практически все эти коррупционеры и грабители сохранили награбленное. Сегодня они подпадают под пресловутую статью закона, о котором мы рассказали в первой части материала. Закон действует, об этом говорят десятки открытых уголовных дел и сотни находящихся на стадии подготовки. По большому счету, уголовные дела открываются с целью выбить деньги из «бывших». Заставить их в добровольно-принудительном порядке вернуть государству хотя бы часть награбленного.
К примеру, бывший мэр Еревана Тарон Маргарян, брат Сержа Саргсяна Сашик, «cуперминистр» Гагик Хачатрян и некоторые другие вынужденно пошли на это.
Но Роберт Кочарян – особый случай. Он наотрез отказывается платить родной стране, предпочитая платить гонорары адвокатам, а теперь еще и «оппозиционерам» на улицах Еревана. Цель предельно цинична – трансформировать уголовное преследование за банальное воровство – в преследование политическое. Его примеру следуют многие миллиардеры или миллионеры, спасающие сегодня на ереванских улицах Армению и Арцах в нестройных рядах «Движения сопротивления».
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.