Кто-нибудь помнил в 1994-2020 годах о Железноводских соглашениях, которые, фактически предопределили автономию Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, взаимную отмену антиконституционных актов по Нагорному Карабаху? (Кстати, этот документ подписали не только президенты Армении и Азербайджана, но и представители де-факто правительства Нагорного Карабаха)?
Война оставила их в далеком прошлом. По той же логике не следует устраивать трагедии, когда Лавров говорит, что все предыдущие наработки сопредседателей Минской группы ОБСЕ уже не актуальны, а «на местах» есть документ – заявление от 9 ноября, положения которого и должны быть реализованы.
Сергей Викторович прав. Можно даже поблагодарить его за это, ведь он разъясняет не только роль своей страны, но и огромную ответственность. И ожидания некоторых армянских кругов, что США и Франция ответят, мол нет, есть Минская группа, это единственный легитимный международный формат урегулирования нагорно – карабахского конфликта, и т.д. и т.д., не имеют ничего общего с реальностью. Они не скажут. И никогда не говорили. В противном случае, не было бы 44-дневной войны, и статус-кво от 12 мая 1994 года не изменился бы в пользу Азербайджана.
США и Франция формально останутся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, время от времени выступая с заявлениями на уровне послов или министров иностранных дел не от первого лица, ожидая, что Россия «погрузится в очередную трясину», поскольку Лавров официально заявляет, что у нагорно – карабахского конфликта есть только одно решение: насильственно депортировать 120 тысяч арцахских армян, установив в регионе «конституционный порядок» Азербайджана.
А это подразумевает полное фиаско российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, лишний пример международной дискредитации Путина, ликвидацию российского военно-политического и цивилизационного присутствия в Южном Кавказе. Нужно ли это России?
Чего хочет Россия – восстановить свою роль «смотрящего» на постсоветском пространстве или «поделится» ею с Китаем или Турцией? Нам необходимо открыть совершенно новый, свободный от исторических комплексов, где-то даже «циничный» дискурс с Россией, которого мы упорно избегали в течение двадцати лет, лелея приписываемый нам со времен Нерсеса Аштаракеци образ «младшего союзника».
Новой «Декларацией» Баку Лавров дал и властям НКР, и политическим силам, всем армянам Арцаха юридическое, более того, моральное право выйти из этой ауры. Нет более смысла делать вид, что «потеряв Арцах, русские примут следующий бой на Куликовом поле». Как говорится, это их проблемы.
Россия триста лет платила дань Золотой Орде только потому, что признала врагами польских “шляхтичей” и немецких рыцарей, а не монголо-татар. То же может повториться и сегодня. А ведь при монголо-татарском иге господство Хачена уцелело, потому что князь Гасан-Джалал Дола не надеялся на Куликово поле, сам вступил в переговоры с монголами, и именно в ту эпоху разрухи и краха был построен монастырь св. Крестителя в Гандзасаре.
Мы стоим перед императивом переосмысления истории. И будет дезертирством, если мы не посмотрим правде в глаза, как это диктуют “июньские тезисы” Лаврова. Язык дипломатии имеет несколько «линий», надо уметь «уловить» подтексты. Нельзя исключить, что Лавров представил Ильхаму Алиеву еще более тяжелый вызов? Если прежние «наработки» уже не актуальны, то что же предлагает Баку 120 тысячам армян? Недостаточно сказать «Нет Нагорного Карабаха, конфликт уже в прошлом». Нужно быть в состоянии найти «модус».
Предложит ли его Лавров? Поддержит ли Лавров? Что ему нужно: лишь участие Азербайджана в интеграционных структурах постсоветского пространства? А есть ли у России ресурсы для их реализации? Или она желает «подчинить» себе Ильхама Алиева посредством Нагорного Карабаха? Это – вопросы, которые должны стоять на повестке дня Степанакерта. Лавров взял на себя свою долю ответственности и объявил об этом открыто. Отныне не столько Ереван, сколько Степанакерт просто обязан преодолеть комплекс безальтернативности. В этом случае Арцах обретет субъектность, он станет участником процесса. Берет ли Лавров на себя и такую ответственность?
Ваграм Атанесян
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции