Укрепление армянского драма — не всегда хорошо и не всегда плохо. Смотря с какого ракурса посмотреть на это явление. Такое мнение выразил AliQmedia экс-министр финансов Вардан Арамян.
Вопреки существующим, а также прогнозируемым социально-экономическим проблемам Армении, армянский драм в последнее время демонстрирует достаточно продолжительную тенденцию к росту по отношению к американскому доллару и евро. Любопытное исключение составляет российский рубль. Причин несколько. Примечательно, что в числе всего прочего ревальвация армянской валюты оказалась обусловлена притоком в Армению «санкционных» приезжих из России, Украины и Беларуси.
Необходимо отметить, что наблюдающемуся укреплению армянской валюты предшествовал очередной этап ее девальвации. По данным Центробанка Армении, после 24 февраля и начала специальной военной операции России в Украине курс американского доллара по отношению к армянскому драму резко вырос, достигнув к 11 марта 518,28 драма. После чего начал интенсивно снижаться, составив по состоянию на 18 мая (курс ЦБ — Ред.) 454.8 драма. На данный момент доллар достиг отметки в 400 драмов.
«В зависимости от того, с какого ракурса мы смотрим на вопрос, реальность абсолютно меняется. Например, для потребителя укрепление драма — это хорошо, так как оно сдерживает повышение цен на импортируемые товары. Если смотреть на вопрос глазами бизнесмена, то тут тоже встает вопрос: мы рассматриваем бизнесменов, которые импортируют продукцию или же экспортируют? Проблемы возникают для тех, кто экспортирует продукцию, так как их доходы значительно сокращаются на фоне роста драмовых расходов», — отметил Арамян.
В свете этого, по мнению экс-министра, гораздо важнее обсудить дальнейшие шаги и понять, как правильнее поступить: позволить курсу драма продолжать укрепляться и тем самым скрыть разрыв в ВВП страны или же провести политику стерилизации денежной массы, активно скупая с рынка «лишние» доллары?
«Я, скорее, сторонник политики стерилизации денежной массы, потому что таким образом мы сможем смягчить темпы укрепления драма. Более того, это позволит Центральному банку накопить дополнительные валютные ресурсы и подготовиться к развитиям различных негативно-депрессионных сценариев. И, конечно, это позволит экспортерам избежать ситуации, в которой они оказались в результате ревальвации драма в нулевых», — подытожил экс-министр.