Армянская церковь Ованнеса Мкртыча или «Канач жам» в Шуши была полностью разрушена азербайджанцами. Как стало известно недавно, сейчас под видом реставрации ее превращают в православный храм.
Директор Института истории НАН Армении, академик Ашот Мелконян считает, что это делается, чтобы показать, что до советских времен в этих местах не проживало армян. Или же в лучшем случае — что армяне там появились во время переселения на эти земли армян из Персии: в 1829 году, после русско-персидской войны.
«Эту концепцию азербайджанцы выдумали еще в советское время. Во главе нее стоял известный академик Зия Буниятов. Они выдумали концепцию кавказских албанцев — смысл был в том, чтобы показать, что азербайджанцы на этой территории живут с древнейших времен», — считает Мелконян. По мнению историка, кавказские албанцы — это не один народ. Древние греко-латинские источники говорят, что наименование «албанцы» включает в себя более 20 народов. Это предки нынешних аварцев, лезгин, даргинцев, то есть народов Дагестана.
«Азербайджанцы, как известно, тюркоязычный народ, появившийся на этой территории в 11 веке, когда турки-сельджуки вторглись в Закавказье. Потом, уже в 13-14 веках, здесь утвердилась власть сефевидов — и в этот период регион частично стал говорить на турецком языке. Многие памятники, созданные персами, сейчас присваиваются Азербайджаном, якобы это памятники азербайджанской культуры», — заметил Мелконян.
Азербайджанские историки, по его мнению, выдумали, что албанцы являются предками азербайджанцев.
«И выходит, что азербайджанцы тоже были христианами. А памятники армянской культуры, в том числе хачкары, тоже являются азербайджанскими. Поэтому нужно говорить не “хачкар”, а “хачдаш” — якобы слово “хач” (крест) албанского происхождения, а “даш” — турецкого. Поскольку на этих церквях много надписей на армянском языке, они утверждают, что армяне начали присваивать себе албанскую культуру».
Кроме того, по словам историка, Азербайджан хочет показать, что даже русские переселенцы появились в этих местах раньше, чем армяне. Поэтому часть памятников, в том числе церквей, якобы оказываются православными. «Такими варварскими действиями они хотят понравиться центру — Москве. Хотят показать, что они заинтересованы в русской христианской культуре. Это уже двойная фальсификация», — считает Мелконян.
На вопрос, как бороться с такого рода фальсификациями, историк выразил мнение, что по этим вопросам нужно обращаться к мировому научному сообществу. «Пускай специалисты по средним векам (хоть в Европе, хоть в России) ответят, существовала ли так называемая албанская культура», — подчеркнул он.
Ученый добавил, что эту фальсификационную концепцию Азербайджан распространяет и на грузинскую культуру. «На границе Азербайджана и Грузии есть известный грузинский монастырский комплекс Давид-Гареджи. Азербайджан утверждает, что и этот монастырь — памятник албанской культуры, ничего общего не имеющий с грузинской церковью. Мой коллега Георгий Чейшвили недавно на русском языке опубликовал большую статью о фальсификации азербайджанскими историками культурного наследия грузинского народа. Кстати, эту статью он частично написал и на основании армянских источников», — отметил историк.
«В нашем институте тоже очень много таких публикаций: примерно 25-30 процентов нашего научного продукта относится к проблемам, связанным с Арцахом и Сюником. А еще 20 процентов посвящено вопросу Геноцида армян. Потому что эти вопросы имеют не только научное, но и политическое значение», — подытожил Мелконян.