Заслуживающие доверия источники вечером 23 апреля 2018 года сообщали, что когда из Еревана пришли «тревожные» вести о том, что Серж Саргсян подал в отставку, нынешний хозяин Кремля с ухмылкой выдавил из себя: «Ну ничего, все равно, куда они денутся!». Сообщение косвенно подтвердилось, когда белорусский диктатор, опустившись на уровень телепропагандиста чужой страны, со всей колхозно-пролетарской прямолинейностью повторил это предложение дословно, вызвав межгосударственный скандал.
Это было давно и с тех пор утекло немало воды. 44-дневная война, перешедшая в 8-месячную гибридную агрессию против армянской государственности, обрушение миропорядка, который так не нравился Кремлю ещё со времен Мюнхенской речи Путина, вторжение в Украину, тотальные санкции против РФ и тотальный дипломатический бойкот Москвы. Однако, представление, что Армения «никуда не денется» до последнего времени оставалось одной из важнейших констант в региональном уравнении российской неоимперской политики.
Но в один прекрасный день обнаружилось, что этот риторический вопрос все-таки породил ответ, опровергающий весь его смысловой «стержень»: оказалось, что Армении «есть куда деться». Оказалось, что армяно-турецкий процесс проходит хоть и с трудом, но без «ушей Москвы». Армяно-азербайджанский процесс, де-факто выведенный усилиями Москвы и Баку из-под эгиды тройного сопредседательства Минской Группы ОБСЕ, уже дрейфует под эгидой Европейского Союза, за спиной которого, не маскируясь, заняла «боевую позицию» американская дипломатия. Последняя, кроме всего прочего, уже создала новую переговорную площадку в столице Грузии и снова без «ушей Москвы».
Идиллическая «экосистема для будущего русского мира» в регионе разлагается на глазах. Москве по факту нечего этому противопоставить, кроме прямой угрозы вторжения и экспорта хаоса. Все рычаги сломались, приводные ремни оборвались, за исключением одного. О нем поговорим чуть ниже.
На днях Армению посетил директор ЦРУ Уильям Бернс в рамках максимально прозрачного регионального визита, неанонсированного ни в Тбилиси, ни в Баку. Ереван показал «стратегическому союзнику», что невзирая на неблагоприятные реалии, действий «за спиной» не предпринимается. Только открыто, только «в лицо» – даже будь у «Спутника-Армения» тысяча «достоверных источников», с Еревана взятки гладки.
Сказать, что Москве это не понравилось – ничего не сказать. Но что она готова этому противопоставить? Срочно отправлен в Ереван глава СВР Сергей Нарышкин. Тот самый лучший компаньон Года Нисанова по бане, который так не хотел высказываться в поддержку вторжения в Украину, а до этого много говорил о джихадистах из Турции, но потом тоже замолк.
Обычно высшие руководители разведывательных структур мало куда ездят, для этого есть другие чиновники, с другими функциями. А если глава внешней разведки ядерной державы все-таки куда-то отправляется, то не с пустыми руками. Содержимое этих рук, естественно, не афишируется.
Время еще покажет, с чем приехал Бернс в Грузию, Азербайджан и Армению, но уже известно, с чем приехал Нарышкин к последнему «союзнику» в России регионе. Прежде всего, самим визитом показать миру, что «есть порох в пороховницах», и публично заявить, что Россия готова и дальше во всем помогать Армении, вплоть до участия в создания отдельной Службы внешней разведки. Это предлагается стране, в которой мало что осталось непонятным относительно роли России в развязывании 44-дневной войны, отнявшей у армян 4000 молодых жизней. Это предлагается в ситуации, в которой Россия – главный бенефициар «неразрешения конфликта» и атмосферы «вечной вражды», при этом абсолютно очевидно против окончательного де-юре разрешения армяно-азербайджанского вопроса. Это предлагается стране, в которой «вековая дружба» с Россией не дает ничего, кроме экзистенциальных угроз государственности и головной боли от постоянных сцен ревности. Стало быть, мы наблюдаем не только политическое, но и моральное банкротство Москвы, даже в глазах тех, кто ещё тешил себя иллюзиями.
Опасность в том, что Нагорно-Карабахский конфликт остается не урегулированным, а Россия остающаяся «гарантом мира» в полном одиночестве, умудрилась загнать себя в цугцванг. Учитывая реальные мотивы Москвы, даже с поправкой на значительное ослабление после стратегического фиаско в войне с Украиной, именно Москва остается главным генератором угроз региональному миру и безопасности. Да, при российском посредничестве и участии подписаны три заявления между Арменией и Азербайджаном, но ничего не мешает их выполнять без России и выйти именно на окончательное де-юре урегулирование всех вопросов.
Первый шаг на этом пути – договориться, что бы не дать Москве себя использовать против друг друга. Это вполне достижимо. Фактором, способным значительно изменить поведение Азербайджана, является подписание нового газового соглашения с ЕС. Нужно понимать, что чем больше Алиев будет привязан к Европе, тем меньше у него мотивов оставаться инструментом в руках Кремля, в надежде еще чего-нибудь урвать у армянской стороны, меньше возможностей играть за пределами европейских правил. Инфантильные обиды на Европу – единственно оставшийся рычаг деструктивного влияния Москвы на Армению и на регион.
Задача Армении – нейтрализовать эту угрозу шагами комплексного характера. Ничего не мешает Армении, с учетом сужения и деградации российского рынка, инициировать с Брюсселем возвращение к Соглашению об Ассоциации от 2013 г., предоставляющему режим свободной торговли. Тогда же в 2013 году Россия сделала «предложение от которого невозможно отказаться» и Серж Саргсян отмежевался от Ассоциации. отказался , от которого по «предложению, от которого невозможно отказаться» со стороны России 3 сентября того же года отмежевался Серж Саргсян. Важное отличие в том, что в 2013 году ЕС не имел ответа на «жесткие» вызовы безопасности и представлял собой «мягкую силу» при полной отстраненности Америки. Сейчас же действует пакет содействия обороне стран-партнеров, которым уже пользуются Грузия и Молдова. Туда поставляются и оружие, и боеприпасы, и инструкторы. Ко всему прочему, при таком развитии событий, появится фундаментальный смысл для инвестиций в Армению в размере 2,6 млрд евро.
Касательно обороны и оружия. Чудовищные потери в войне против Украины, которые российский оборонпром не в состоянии восполнить, а также санкции тотального характера против всего оборонного сектора и финансовых учреждений РФ, закрывают перспективы военно-технического сотрудничества. Армения уже встала перед дилеммой: оставаться безоружным, но верным членом ОДКБ или обрести возможности изменения географии ВТС в пользу более перспективных партнеров. Очевидно, мало кто согласится на поставки вооружения стране, которая остается де-юре союзником государства-изгоя и имеет военные базы этого изгоя на своей территории. Рано или поздно эту дилемму нужно будет решить. Лучше рано, чем поздно, поскольку время работает против нас и наших государственных интересов.
Армянские граждане однажды защищали государственность с 9 ноября 2020 года по июнь 2021-го, когда был выбран новый парламент. Граждане защитят государственность и в период неизбежного стратегического разворота страны. Граждане понимают, что наша Армения должна быть на правильной стороне истории. Руководству республики следует быть достойным нашего народа, добросовестно выполнять государственные обязанности, подтянуть дипломатию и административные процессы, быть адекватными меняющемуся миру. А вопрос «Что подумает Москва?» может иметь только один ответ: «Пусть думает, что хочет».
Рубен Меграбян