Сделанное в лицо Путину и Эрдогану, заявление Верховного духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи о красных линиях Тегерана в вопросе незыблемости границ с Арменией говорит о том, что озабоченность Тегерана “коридорными” перспективами армянского Сюника далеко не преувеличена. Такое мнение выразил AliqMedia руководитель Армянского института международных отношений и безопасности Степан Сафарян.
«Тегеранский выпад Хаменеи в лицо Путину и Эрдогану означает наличие у ИРИ сомнений относительно готовности РФ защищать интересы союзнической Армении в этом вопросе. Тегеран озвучил их открытым текстом в том числе для того, чтобы эти сомнения услышали и в Ереване. Что, собственно, делал еще до 44-х дневной войны, тогда еще в закрытом режиме. Визит и ереванские обещания главы СВР Нарышкина Армению защитить – именно попытка ответить на тегеранский выпад иранского аятоллы», – подчеркнул он.
В целом, аналитик оценивает состоявшийся 19 июля тегеранский саммит лидеров региональных держав России – Ирана – Турции скорее как извещение друг друга о собственных красных линиях, нежели разговор о серьезном сотрудничестве в кавказских делах. В то время как по части войны в Украине у тройки есть минимальный консенсус, фундаментом которого является антиамериканизм, а в случае РФ и ИРИ антагонизм в отношении НАТО.
На этом фоне, на взгляд Сафаряна, Анкара в сравнении с Москвой и Тегераном в качестве пусть и формального, но члена НАТО играет более тонкую игру, пытаясь лавировать между Севером-Востоком и Западом. Роднит же три страны антизападная направленность и закрытость-полу закрытость Запада для них, понуждающая их искать ситуативного консенсуса как между собой, так и с другими геополитическими акторами на Востоке.
Подобный путь, согласно аналитику, ведет Москву, Анкару и Тегеран в направлении Китая и Индии. И именно отсюда для Армении и Ирана возникает опасность от перспективы реализации турецкого проекта «Зангезурского коридора». Согласия на это Анкара последовательно требует от Москвы, обещая в ответ предоставить коридор через контролируемый ею Нахиджеван для выхода на омываемый теплыми морями и океанами Иран.
«Думаю, что еще по итогам 44-х дней Москва была готова пойти на подобный геополитический бартер с Анкарой. Помешал факт союзничества с Ереваном, а также полумертвый, но все еще дышащий принцип суверенитета в попираемом международном праве. И конечно, периодическое напоминание об этом принципе со стороны США, ЕС и Ирана. И вот теперь, полностью поддержавший Россию в Украине, Хаменеи озвучил Путину и Эрдогану собственные красные линии в вопросе неприкосновенности границ с Арменией и недопустимости очередной турецкой военной операции в Сирии», – подытожил аналитик.