13 июля Служба национальной безопасности Армении опубликовала проект изменений в законе «О гражданстве», согласно которому иностранцам армянского происхождения, желающим получить армянское гражданство, необходимо в течение последних двух лет перед подачей заявления прожить не менее 60 дней в Армении.
В качестве обоснования данного проекта ведомство отметило, что в ряде случаев, получив гражданство, армяне из за рубежа не приобретают в Армении собственности, не занимаются экономической деятельностью, не поддерживают никаких связей и даже не посещают Армению. Армянский паспорт же им нужен лишь для того, чтобы просто облегчить поездки в другие страны.
Сегодня получение гражданства Армении регулируется вступившими в силу 25 июня, принятыми в декабре 2021 года, поправками к закону «О гражданстве РА». Поправки упрощают процесс получения гражданства: срок получения гражданства с 6 месяцев сокращен до трех, также упрощены требования к предъявляемым документам.
Как это водится в нашей стране, инициатива СНБ немедленно вызвала в армянском обществе горячие дискуссии за и против ввода ограничений предоставления гражданства соотечественникам из Диаспоры. Сторонники инициативы упирают на то, что армянский паспорт для новых потенциальных граждан страны является лишь способом избежать санкций в отношении граждан РФ.
Собственно, сама, служащая в качестве обоснования проекта, формулировка СНБ говорит о том, что основными «бенефициарами» данных нововведений являются именно наши соотечественники с российскими паспортами. Как правило в свое время от армянских паспортов отказавшиеся. И вот теперь вдруг вспомнивших о родине. В отношении подобных армян звучат даже предложения отказывать в возобновлении гражданства в принципе. Приводятся и другие, даже более радикальные аргументы.
В принципе, данная версия имеет право на жизнь. Понятно, что армянину, к примеру, с паспортом Новой Зеландии или Франции армянский паспорт жизнь уж точно никак не облегчит. Хотя, СНБ, отталкиваясь от собственных исследований последних лет, утверждает, что большое число армян, обращающихся за получением гражданства РА, никогда в Армении не бывали. Или приезжали раз в 4-5 лет, а в некоторых случаях исключительно с целью получения гражданства. Что в первую очередь касается граждан стран Ближнего Востока – Сирии, Ливана, Иордании.
Противники инициативы утверждают, что в случае обретения ею законной силы, диаспора отдалится от родины еще более. Особенно на фоне отсутствия статистики относительно получивших гражданство Армении соотечественников исключительно в корыстных целях. Некоторые граждане из числа “бывших” стремятся политизировать проблему, представляя ее в качестве компоненты пораженческой политики действующего правительства Армении в целом и премьера Пашиняна в частности. В частности, предложение подвергать потенциальных граждан хоть какой-то селекции оценивается, как часть целенаправленной политики по вбиванию клиньев между Арменией и диаспорой – в интересах Турции и Азербайджана.
Несколько прояснил ситуацию в этом плане главный уполномоченный по делам диаспоры Заре Синанян в ходе недавнего брифинга в правительстве. По его оценкам, в случае принятия, проект СНБ абсолютно не повлияет на темпы репатриации. Так как ничто не мешает реально стремящимся на родину армянам вернуться, провести в Армении 60 дней, после чего обратиться для получения гражданства. Тем не менее, Синанян и его ведомство далеки от мысли считать данное нововведение позитивным шагом в контексте отношений Армения-Диаспора. Соответственно, законодательную инициативу об ужесточении порядка предоставления армянам Диаспоры гражданства РА не поддерживают. «Это нежелательное изменение, я могу догадываться чем оно обусловлено, но не хочу делиться этими догадками, будучи уверен в наличии обоснований у СНБ, которые они должны представить сами», – заявил Синанян.
В ответ на соответствующий запрос AliQ Media в полиции Армении сообщили, что с 1 января по 30 июня текущего года указом президента Армении гражданство Армении получили 4 918 человек. В этом смысле примечательно, что 87% или 4310 человек получили гражданство в период с 1 марта по 30 июня. В тот же период было прекращено гражданство 2407 человек. Всего же с 1 января для получения гражданства РА обратились 9466 человек, причем из них 7936 человек опять-таки обратились в период с 1 марта по 23 июня.
И вот здесь на первый план выходит еще один аргумент. Статистика и главное временной период роста обращений за гражданством Армении также говорят сами за себя. Резкий всплеск желающих обзавестись армянским паспортом странным образом совпал с началом российской агрессии в отношении Украины. Вслед за которой на РФ и ее граждан немедленно посыпались международные санкции, а с российским паспортом сегодня можно слетать разве что в Египет, Турцию, Израиль, ОАЭ, Таиланд и еще с десяток стран мира помельче. Среди которых, кстати, важным направлением является Армения.
Конечно, можно предположить, что за армянским гражданством в результате «российской спецоперации» обращаются и русские и украинцы из РФ и Украины. Однако, по словам начальника Паспортно-визового управления полиции РА Ара Мкртчяна, большинство заявителей – все-таки армяне. Последнее он объясняет предусмотренными «Законом РА о гражданстве», ограничениями для получения армянского гражданства лицами другой национальности. «Для таких граждан существует два законных основания для подачи заявления на получение гражданства. Это 3 года ПМЖ на законных основаниях или наличие супруга – супруги гражданина Армении плюс 2 года зарегистрированного брака и, как минимум, год ПМЖ за эти два года», – подчеркнул Мкртчян.
С просьбой прокомментировать ситуацию AliQ Media обратился к эксперту Армянского института международных отношений и безопасности, демографу Артаку Маркосяну. «Официальной информации о числе тех же желающих вновь получить армянский паспорт армян из России пока нет. Но понятно, что в условиях международных санкций в отношении РФ таких заявлений предостаточно. Отказавшись в свое время от армянского гражданства, теперь эти люди вновь стремятся его получить с целью обрести возможность свободного передвижения, ведения бизнеса и т.д.», – заметил Маркосян.
При этом, по оценкам эксперта, ни единой демографической проблемы подобный приток новых граждан в Армению не решает. Поскольку речь совершенно не идет о физическом возвращении армян-россиян в Армению. Так как даже переселяющиеся в Армению единицы армян от российского гражданства не отказываются, а всего лишь восстанавливают гражданство Армении. В этом свете, говорить сегодня о массовой репатриации армян из РФ в Армению, на его взгляд, преждевременно. По мнению эксперта, даже в условиях полной неопределенности будущего в РФ, проблем, которые могут принудить армян к репатриации, в России у них пока что нет.
Жить на родине или же в какой-то другой стране, защищать, строить, развивать Армению или какую-то другую страну – выбор каждого армянина. Но в таком случае и родина не должна рассматриваться своими сыновьями в лучшем случае в качестве «запасного аэродрома». А в худшем – последнего вечного пристанища. Армения – родина всех армян. Со всеми вытекающими правами, возможностями и обязанностями. Соответственно, армянский паспорт подразумевает не только возможность путешествовать по миру, голосовать, получать образование и медицинскую помощь в Армении. Он подразумевает постройку дома, участие в экономической жизни, уплату налогов, участие в обороне родины всех армян. Это вопрос совести, личного выбора и вот теперь уже и законодательного оформления.
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.