Южный Кавказ оказался в центре важнейших геополитических процессов, и интерес крупных геополитических центров к региону со временем будет только расти. Такое мнение в контексте процессов по нормализации армяно-турецких отношений выразил член совета Национально-демократического полюса Гарегин Чугасзян.
«Мы живем в очень сложный геополитический период. Очевидно что 44-дневная – всего лишь один эпизод обширных процессов не только в Армении, но и в Евразии и в мире. Эти перемены – большой и долгосрочный процесс, связанный с тектоническими изменениями на Евразийском континенте. То, что мы наблюдаем в нашем регионе в контексте армяно-турецких отношений, связано с более крупным процессом конкуренции между двумя формирующимися геополитическими осями Север-Юг и Запад-Восток», – отметил политик.
По его мнению, в развитии путей и инфраструктур, соединяющих запад и восток, заинтересованы в частности, Россия и Китай. В векторе север-юг – США, Европа, Индия и даже Иран. При этом Турция играет на оба лагеря, пытаясь получить выгоду при любом раскладе.
«Армения оказалась в эпицентре этой конкуренции. Этим и объясняется интерес разных геополитических центров к нашему региону, особенно в последнее время. Здесь образовался довольно сложный клубок интересов разных игроков, которые постоянно пересекаются и расходятся. Соответственно, делать какие-то расчеты на будущее довольно сложно даже для крупных игроков», – заметил Чугасзян.
По его словам, частые визиты высокопоставленных лиц из США в регион говорят о стремлении Вашингтона обеспечить свое влияние в регионе и при этом гарантировать минимальные потрясения в этом процессе.
«Это доказывает безосновательность заявлений, согласно которым наш регион интереса для США не представляет. Подобные мнения часто звучали после 44-х дневной войны, и было мнение, что вопрос будет решаться под влиянием Турции и России. Однако администрация Байдена наращивает внимание к региону. Они будут стараться помешать русско – турецким планам, особенно реализации формату «3+3» в урегулировании арцахского конфликта», – заметил он.
О не перспективности формата «3+3», на его взгляд, также говорит и позиция Ирана, который неоднократно делал заявления о недопустимости изменений в границе с Арменией. По мнению политика, Тегеран прямо заинтересован в строительстве инфраструктур, связывающих его с Европой, в частности через порт Чабахар, который в Иране с молчаливого согласия США строит Индия.
«Украинская война раскрыла тайную логику русско-турецкой операции во время 44-дневной войны. Их целью было установить сухопутную связь между Россией и Турцией за счет армянских интересов. В заявлении от 9 ноября, касающегося армяно-азербайджанских отношений, был пункт об открытии коммуникаций через Мегри под контролем России. Как это относится к Арцахской войне? Это говорит о том, что была другая долгосрочная задача – сухопутная связь с Турцией», – заметил он.
Иными словами, в Москве, согласно Чугасзяну, вероятно, уже просчитывали, что нападение на Украину приведет к блокаде РФ со стороны Запада, и попытались обеспечить себе выход на Ближний Восток. И к армяно-турецкому урегулированию это никак не относится. Также Россия, по его оценкам, стремится обеспечить себе влияние в этом важнейшем регионе, что повысит ее вес в мире.
В интересах Армении, по мнению Чугасзяна, выиграть как можно больше времени, чтобы дать Западу нарастить свое присутствие в регионе, и воспользоваться геополитическими сдвигами, чтобы оказаться в центре строительства наиболее перспективной оси Север-Юг, проходящей через Иран Армению и Грузию. Это также потребует от руководства страны консолидации сил и повышения субъектности государства.