В интервью AliQmedia председатель Фонда Института Восточного Права имени Габриела Шершеневича в Варшаве, специалист по постсоветским странам, доктор Михал Патрик Садловски делится видением будущего армяно-польских отношений.
– Г-н Садловски 14 сентября в Ереване в Ереване открывается офис Вашей организации. Хотелось бы узнать направления и цели деятельности «Центра развития экономических отношений Польша-Армения-Кавказ».
– Первоначальной задачей нашей некоммерческой организации «Центр развития экономических отношений Польша-Армения-Кавказ» является всестороннее развитие отношений между Польшей и Южным Кавказом в целом, и между Арменией и Польшей, в частности. В число наших приоритетных задач входит развитие торгово-экономических, инвестиционных, культурных и гуманитарных связей между нашими странами. Мы также намерены оказывать деятельное содействие некоммерческим организациям, представителям общественности наших стран. И конечно предпринимателям, представителям бизнес-сообщества Армении и Польши. Хотел бы особо подчеркнуть, что ограничиваться в этом одной Арменией мы не собираемся. Из Польши Южный Кавказ видится как своеобразные ворота на Ближний Восток. Мы рассматриваем ваш регион в качестве своеобразного плацдарма, в хорошем смысле этого слова, для выхода на Иран. И конечно же, мы видим, анализируем и рассматриваем текущие предпосылки для открытия Южного Кавказа на западном направлении. Для чего весьма неплохой задел составляют последние небольшие, но все-таки подвижки в отношениях между Арменией и Турцией.
– Видите ли Вы неиспользованный потенциал в армяно-польских, в первую очередь, торгово-экономических отношениях. На каких конкретных направлениях сегодня возможно и нужно работать?
– На мой взгляд, на данный момент мы все находимся на достаточно интересном историческом этапе, обусловленным разворачивающимися на наших глазах между различными центрами силы торгово-экономическими войнами в мировых масштабах. И в подобных условиях масштабного экономического хаоса польская экономика находится в постоянном поиске новых торговых контактов, экономического взаимодействия, разных продуктов, инвестиций. Все эти направления для нас представляют весьма определенный интерес. И одним из важных направлений экономического взаимодействия Польши и Армении я считаю недавнюю покупку, принадлежащей государству, Варшавской фондовой биржей 65.03% Армянской фондовой биржи. Это стало примером достаточно крупной сделки между нашими странами. Это крупный шаг в направлении совместного развития рынка капиталов, получения вместе доходов и прибыли. Особенно это представляется важным для стран бывшого соцлагеря, которые сегодня строят совершенно другую модель экономического развития. И вот здесь капиталу и биржам отводится ключевое значение.
– Станет ли польское проникновение на армянский фондовый рынок своеобразным локомотивом развития армяно-польской кооперации в других сферах экономики?
– Очень на это надеюсь, так как приобретение контроля нашим государством над АФБ действительно стало важным шагом в направлении углубления наших отношений «на земле». Полагаю, что Армении, несомненно, пригодится наш опыт развития рынка капитала и вы сможете его позаимствовать. Это очень важно с учетом того, что экономическое развитие любой страны в числе всего прочего предполагает наличие хорошей, функциональной биржи, где можно будет покупать или продавать ценные бумаги. Думаю, что Польша как страна бывшего социалистического лагеря, как страна достаточно успешно развившая рыночную экономику, может стать своеобразным инструментом для экономического развития Армении. Полагаю, что Армения представляет интерес и для польских инвесторов, имеющих желание выгодно инвестировать собственные капиталы. Здесь я вижу потенциальную возможность для обретения взаимной выгоды.
– Вы отметили интерес Польши к Армении с точки зрения выхода на соседний Иран, почему нет, Турцию. Я понимаю, что в условиях нынешних торговых и не только войн между Западом и РФ говорить о будущих перспективах достаточно сложно, но все-таки – может ли Армения стать для Польши площадкой для подскока и выхода на общий рынок ЕАЭС хотя бы в будущем? Ведь все войны рано или поздно заканчиваются.
– Действительно, говорить о подобных перспективах на фоне небывалого сокращения экономических отношений Польши с определенными соседними странами сейчас довольно затруднительно. Но даже на фоне войны в Украине для Польши отношения со странами Южного Кавказа, Центральной Азии крайне важны. И уходить с данных рынков мы, конечно, не собираемся. Более того, в Польше все развития в данных регионах внимательно отслеживаются. Так что я совершенно не исключаю, что в будущем Армения может стать площадкой для подобного подскока. Тем более, что на фоне текущей экономической войны Армения уже становится достаточно важной точкой для организации переговоров, налаживания контактов между бизнесом из других стран.
– На первый взгляд, странный, но любому близко знакомому с Польшей человеку, понятный вопрос – какое место в перспективах развития армяно-польских отношений занимает наша общая религия – христианство?
– Религиозный фактор для нас действительно весьма важен. Так как христианская религия играет немалую роль в определении идентичности Польши. И несмотря на то, что со временем роль данного фактора постепенно снижается, религия продолжает играть в нашей стране важную роль. Как, собственно, и армянская община Польши, которая традиционно является важной составляющей нашей страны и нашей истории. С этой точки зрения Армения всегда будет представлять важность для польского политического класса. Религия, общие культурные ценности, храмы, отношение ко всему этому – являются важными факторами, определяющими сотрудничество между нашими странами. И я думаю, что на развитие всего этого выделяются и будут выделяться немалые средства.
– Вы довольны текущими уровнем политических отношений между Арменией и Польшей. Над чем нам предстоит работать?
– Сказать, что очень доволен было бы, конечно, преувеличением. Соответственно, над чем работать в этом смысле нам, безусловно, есть. К примеру, уже многие годы между нашими странами нет взаимных визитов на самом высшем уровне. И я даже не могу припомнить, когда наш президент или премьер-министр в последний раз были в Армении. И наоборот. Хотя я знаю, что на различных международных площадках лидеры наших стран встречаются. И я думаю, что время для взаимных визитов глав наших государств уже наступило. Думаю, что это станет важным стимулом в развитии отношений между Арменией и Польшей.
– Насколько мне известно, в Грузии и Азербайджане есть польские торговые представительства. Почему их нет в Армении?
– В случае Грузии это объясняется большей вовлеченностью Тбилиси в работу с различными европейскими структурами. В Азербайджане наше торговое представительство действительно существовало, однако, сейчас, насколько мне известно, оно не действует. Точная причина мне, к сожалению, неизвестна. И несмотря на то, что, к сожалению, пока в Армении официального торгового представительства Польши нет, я надеюсь что часть его роли и функций будет пытаться выполнять наш офис. У нас есть такие амбиции и мы собираемся стать площадкой для сотрудничества наших и армянских предпринимателей. Мы готовы предоставить любую необходимую для подобного сотрудничества информацию любому предпринимателю и некоммерческим организациям из Армении. Полагаю, что с учетом бурного развития НКО в Армении это станет хорошей возможностью для всех.
– Какие армянские товары Вы лично хотели бы увидеть на прилавках польских магазинов?
– Конечно, армянские сухофрукты, соки и воду. И конечно, хотелось бы видеть больший ассортимент армянских вин, сладостей и, вне всяких сомнений, коньяка. Думаю, что мы постараемся работать и в этом, волнующем меня лично, направлении. (смеется)
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.