В Мегри российские пограничники установили пять модульных блокпостов и осуществляют досмотр граждан. Об этом СМИ сообщил мэр Мегри. Что это значит? Это означает, что русские больше не станут договариваться с армянами о содержании коридора. Теперь они указывают, где будет проходить коридор.
Известно, что предметом переговоров является суть коридора: он будет надземный, то есть по эстакаде или по суше? Русские хотят, чтобы дорога проходила по земле, армяне хотят, чтобы он был эстакадой. На земле означает, что Армения теряет автономный контроль над товарами, поступающими из Ирана, которые Россия может досматривать и проверять с момента их поступления в Армению под предлогом любой опасности.
Россия не имеет права проводить таможенный досмотр на границе, но с момента въезда в Армению она, скорее всего, его получит. Между тем, Армения теоретически может договориться с Ираном или любым бенефициаром дороги Север-Юг (Индия, ЕС, США) о перевозке груза сугубо секретного значения, о котором русские знать не должны.
В случае эстакады Армения свободна в управлении и гарантирует конфиденциальность этих грузов, так как на наших дорогах полностью сохраняется суверенитет нашего государства. Эстакадой будут управлять только азербайджанцы под присмотром российских миротворческих сил.
Теперь, установив в Мегри пять модульных пограничных блокпоста, русские, похоже, вырвались вперед. Они дают понять, что лимит для достижения взаимопонимания с Арменией исчерпан.
Какие ресурсы есть у Армении (Пашиняна), чтобы противостоять этой «экспансии» русских? Проблема в том, что мы не знаем, какова цена, почему русские сделали это после встречи Путина и Эрдогана в Сочи. Не исключено, что установка пяти модульных блокпостов была согласована с властями Армении, но главный вопрос остается открытым: какова цена всего этого?
Дело в том, что если Россия возьмет «власть» над Мегринским коридором, а эстакада уйдет канет в лету, Армения потеряет Север-Юг. Однако есть второй вариант его сохранения. Ерасх становится основным опорным пунктом пути Север-Юг, куда грузы поступают через Нахиджеван. Но тогда большой вопрос: насколько это желательно для ЕС, Ирана, США или Индии, являюшихся главными бенефициарами Север-Юг.
Мгер Аршакян
Перевод с армянского