Летом 2015 года, кажется, газета «Аравот» спросила меня, что я думаю об эскалации ситуации на линии соприкосновения со стороны Азербайджана. Я ответил, что «это – война».
В августе 2014 года, не могу назвать точный день, противник впервые применил боевые беспилотники против нашего ЗРК «Оса». Официальная информация, разумеется, не распространялась. Через два-три месяца после публикации моего интервью в воздушном пространстве на агдамском направлении был сбит, выполнявший учебный полет, армянский вертолет. Около десяти дней противник отказывался вернуть останки погибших летчиков. По официальной версии, их вернули в рамках спецоперации.
Сегодня прочитал сообщение бывшего пресс-секретаря Армии Обороны о том, что наивно доверять действующему правительству, на государственном уровне сдающему Бердзор и Ахавно, но не способному провести организованную эвакуацию.
Непонятно, к какому правительству это относится – Армении или Арцаха. Но раз уж такое дело, стоит привести несколько «классических» примеров настоящего ребячества. Не было ли наивным верить, что в Степанакерте появится гражданский аэропорт, и мы, заплатив всего 20 долларов, через 45-50 минут полета приземлимся в аэропорту «Звартноц», а в обозримом будущем еще и состыкуем воздушный мост с третьей или четвертой страной? И это при том, что Азербайджан официально обратился в ICAO, которая проинформировала Ереван, что полеты будут разрешены только с согласия Баку.
Кто сегодня спросит, какие деньги были потрачены на строительство главного корпуса аэропорта, закупку техники и бессмысленное содержание всего этого? Никого это не интересует, никого не трогает, потому что это был «чисто патриотический проект» или заверение в «государственном суверенитете».
По слухам, в строительстве Степанакертского аэропорта участвовали строительные компании, зарегистрированные в Турции, а также было закуплено некоторое техническое оборудование из этой страны, но это уже тема другого разговора.
Не был ли наивностью план восстановления Талиша по «евростандартам» после апрельских четырехдневных боев? Враг захватил господствующую над селом высоту, откуда каждое Божье утро талишцев «тепло приветствовал» флаг Азербайджана, а внизу, в двух-трех километрах полным ходом шло строительство. Кто-нибудь подсчитал, сколько денег было потрачено на строительство десятков роскошных частных домов в Талыше, асфальтирование улиц этого квартала, выравнивание и мощение тротуаров, ночное освещение по-петербургски?
Не было ли наивностью относиться с искренней верой к бодрым сообщениям Армии Обороны, когда младшие офицеры и рядовые солдаты, несущие реальное боевое дежурство на линии соприкосновения, представляли почти диаметрально противоположную картину?
И, наконец, не было ли ребячеством опустошать политическое поле Арцаха ради «внутреннего единства»? Провальный курс, начавшийся в 2007 году с выдвижения «единого кандидата» в президенты и продолжавшийся тринадцать лет.
В этом и состоит причина сегодняшней деградации государственного строя Арцаха. Используются последние ресурсы. Но кто и как должен предотвратить его крах?
Ваграм Атанесян
Перевод с армянского