Ильхам Алиев говорит об Армении так, как говорят о том, кто загнан в угол и кому некуда деться. «В ближайшие недели мы ждем от Армении Зангезурский коридор», – сказал Алиев журналистам.
Послушав Алиева, среднестатистический армянин может подумать, что Армения уже настолько ничего из себя не представляет, что ей придется отдать части своей территории Азербайджану по одному лишь его требованию. Армения настолько не представляет из себя ничего, что для получения этих земельных кусков Азербайджану не нужно даже начинать войну. Азербайджан хочет сказать, что зубы такой Армении сосчитаны.
Иными словами, Алиев знает об Армении нечто, чего не осознаем мы. Он знает, что наша воля ничего не решает, что мы не существуем как политическая единица. Вплоть до того, что он говорит: «Какое отношение Армения имеет к Нагорному Карабаху, карабахцы – наша проблема». То есть, Минской группы нет.
Что на самом деле делает Алиев? Алиев спешит. Он торопится решить все вопросы без Минской группы, разом и в треугольнике Россия-Турция-Азербайджан, пока США и Франция не ударят кулаком по столу и не скажут: хватит играть в сильное государство.
Ударят ли по столу две страны Минской группы? Несомненно, ударят. Потому что Россия и Турция зашли слишком далеко в этом регионе. Они уже сила, они всех отсюда вытолкнули.
Как Армения дошла до такого дня – отдельная тема. Но дойти до такого состояния в 21 веке – почти беспрецедентно, и мы пошли на этот беспрецедентный шаг.
Может ли Армения выйти из этой ситуации самостоятельно? К сожалению, нет. Потому что она потеряла свою роль политической единицы 26 сентября 2020 года. Теперь Иран говорит, что не допустит изменения границ, Америка говорит, что Азербайджан не должен стрелять в сторону Армении, Россия в свою очередь диктует, как должна проходить коммуникация Армения-Азербайджан.
А что говорит армянин? Армянин молчит. А что еще остается делать загнанному в угол человеку?
Перевод с армянского