В Женеве с 8 по 15 августа прошли заседания 107-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. При поддержке Фонда «Открытое общество — Армения» правозащитники Армении и Арцаха представили альтернативный доклад, подробно описывающий проявления армянофобской и расистской политики Азербайджана в отношении этнических армян.
Корреспондент AliQ Media поговорила с ключевым докладчиком по армянской повестке председателем общественной организации «Возвращение в Дизак» Маргаритой Карамян.
— Я постараюсь задавать вопросы с позиции человека, мало знающего ситуацию вокруг Нагорно-Карабахского конфликта. Вы уроженка Гадрута, 30 лет занимаетесь общественной деятельностью в Республике Арцах, а сейчас вынужденно живете в Ереване. Почему вам пришлось уехать?
— 27 сентября 2020 года Азербайджан напал на Республику Арцах, в Гадрут начали прилетать беспилотники, и 13,5 тысяч жителей Гадрутского района вынуждены были в спешке покинуть свои дома. Тогда людям казалось, что они временно переезжают в безопасное место — «всего на пару дней» (так было во время войны в 90-е годы). Армия Обороны Арцаха, защищавшая населенные пункты, сохраняла свои позиции еще до 26 октября. Я уехала ночью 8 октября, а мужчины моей семьи — под автоматной очередью 10 октября.
Когда турецко-азербайджанские военные захватили город, большинство населения его уже покинуло. Всего в Гадруте и окружающих селах в конце октября оставалось 48 человек — старики и люди, которых не удалось уговорить покинуть свои дома. Они все либо попали в плен, либо были зверски убиты. Почти все эти убийства были сняты на видео азербайджанскими солдатами и выложены в сети Tik-Tok. В одном из этих роликов пожилому человеку отрубают голову.
— То есть в Гадруте сейчас не осталось армян?
— Никого. У нас числятся пропавшими 18 человек, в том числе 3 женщины — об их судьбе ничего не известно.
— Давайте уточним: Азербайджан утверждает, что Нагорный Карабах — его территория, а население Карабаха — его граждане, но армяне, родившиеся и всю жизнь прожившие на этих территориях, должны покинуть свои дома или будут убиты?
— В этом и состоит их главная ложь. Если это квазигосударство утверждает, что армяне Нагорного Карабаха — его граждане, то почему оно убивает своих граждан? Почему сегодня Азербайджан уничтожает наше культурное наследие, наши памятники, кладбища, стирает все следы армянской идентичности на оккупированных территориях? И разве простодушие, с которым азербайджанские солдаты снимают на видео зверские убийства армян и выкладывают это в открытых аккаунтах, не говорит о расизме?
— В Карабахе расквартированы российские миротворцы? Они не вмешиваются?
— Российские войска, называющие себя миротворческими, но не имеющие данного мандата, в любой момент могут покинуть Арцах. Более того, они взяли на себя обязательство перед Турцией и Азербайджаном — разоружить и расформировать Армию Обороны Арцаха, т.е. оставить его жителей на милость головорезов. Российские миротворцы за эти 2 года доказали, что они сотрудничают с Турцией и Азербайджаном. Последние события в Парухе, а теперь еще и выселения армян из сел Лачинского коридора, связывающего Арцах с Арменией и внешним миром, доказывают, что именно руками российских миротворцев Азербайджан собирается затянуть удавку вокруг Арцаха.
— На сессии ООН в Женеве вы представляли лиц, пострадавших от преступлений азербайджанских военных. Расскажите о вашей организации.
— В конце 2020 года после насильственного переселения в Ереван мы с группой жителей Гадрутского района создали общественную организацию. Тогда же мы поставили своей целью защиту прав насильственно перемещенных жителей Гадрутского района на политико-правовой основе. Мы назвали нашу организацию «Возвращение в Дизак», с отсылкой к историческому названию Гадрута. Дизакское меликство протиралось до реки Аракс, вдоль границы с Ираном, то есть находилось на территории, которую Азербайджан долгие годы называл «оккупированными районами».
— В Армении многие поддержали вашу работу?
— Нам удалось установить рабочие отношения с армянскими подразделениями крупных организаций: «Защита прав без границ», «Ванадзорский офис Хельсинкской инициативы», «Транспаренси Интернешнл», а также с представителями властей Армении в ЕСПЧ, Европарламенте и т.д.
В сотрудничестве с ними и при поддержке «Фонда открытого общества-Армения» мы собрали документальные свидетельства очевидцев из Гадрутского района, а также свидетельства по фактам зверских убийств мирных жителей в оккупированных Азербайджаном Гадрутском, Шушинском, Мартунинском районах. Кроме того, мы собираем документы об уничтожении культурного и архитектурного наследия, памятников и кладбищ на захваченных территориях. Сейчас на основе наших документов составлены полноценные доклады.
— Это вошло в ваш доклад на сессии ООН 8 августа?
— В докладе мы говорим о фактах нарушений всех прав жителей оккупированных территорий, начиная с основополагающего — права на жизнь в собственном доме, права на образование, медицинское обслуживание, на личную жизнь, на посещение могил родственников и т.д. Я представляла все арцахские организации и выступила в качестве свидетеля фактов расистской политики Азербайджана в отношении армян Арцаха.
— Какова была реакция азербайджанской стороны?
— После нашего выступления в онлайн-режиме выступал сотрудник офиса омбудсмена Азербайджана, который, по сути, уклонился от комментариев, сказав только, что в Нагорном Карабахе размещен контингент российских миротворческих сил, поэтому Азербайджан не располагают данными о том, что происходит на этой территории. А это абсолютная ложь, поскольку сами же азербайджанцы регулярно выставляют видеоматериалы из оккупированного Гадрутского района, например, рассказывают о ведущемся на этих территориях строительстве. Азербайджанцы чувствуют себя настолько безнаказанными, что выставляют видео уничтожения сельского кладбища под строительство дороги, показывают, как сбивают каменные надписи на наших церквях. Теперь они пытаются представить наши церкви как древне-албанские либо удинские.
— Если я правильно понимаю, в Женеве ваш доклад вызвал удивление.
— Мое выступление не то чтобы вызвало удивление, но члены секретариата задали вопрос: почему мы говорим, что Азербайджан проводит в отношении армян расистскую политику, если мы имеем возможность изучать свой язык? Очень трудно одним трехминутным выступлением представить всю картину почти столетней расистской политики Азербайджана в отношении армян, проживавших на территории этого квазигосударства и насильственно изгнанных со своих прежних мест проживания — Сумгаита, Баку, Кировабада, Шаумянского района, Геташена, не говоря уже о Нахиджеване, который был деарменизирован еще в советские годы. В этих городах и селах сегодня не проживает ни один армянин, там стерты практически все следы некогда армянских поселений, снесены все памятники и кладбища.
— Вы готовы идти дальше, бороться в международном суде?
— Мы будем бороться во всех возможных международных инстанциях. В ЕСПЧ уже представлены многочисленные индивидуальные иски по фактам потери материального имущества, и эта работа продолжается. Поскольку Армения не представлена в международном Уголовном суде, у нас нет возможности напрямую подать иски о военных преступлениях Азербайджана. Но мы можем добиваться справедливости благодаря участию юристов-международников из армянской Диаспоры.
На нашу просьбу отозвался «Центр Правды и Справедливости», созданный судьей Гасией Абгарян, гражданкой США армянского происхождения. После войны 2020 года она стала вовлекать в работу организации всемирно известных специалистов международного права, проживающих в США, создав широкую сеть. За эти два года мы совместно с «Центром Правды и Справедливости» собрали материалы для уголовных дел, которые должны быть представлены как в Международный уголовный суд, так и в Европейский суд по правам человека.
— За пределами Южного Кавказа Нагорно-Карабахский конфликт часто воспринимается как внутренняя проблема Азербайджана. В лучшем случае — как этнический конфликт, в котором «черт ногу сломит».
— Да, сегодня Азербайджану удалось убедить международное сообщество, что армяне Арцаха являются таким же национальным меньшинством, как и все остальные проживающе на его территории народы. В действительности, Азербайджан продолжает в Арцахе, который всегда был армяно-населенной территорией политику этнических чисток. И эта политика означает лишение армян их исконной Родины. Прямо сейчас, в августе 2022 года, это происходит в армянских селах Ахавно, Сус и в городе Бердзор, жителей которых под давлением Турции и Азербайджана заставляют покинуть свои дома и переселиться в другие места, которые пока являются армянскими.
— Как это можно остановить?
— Мы должны постоянно работать с международным сообществом, представлять факты, причем говорить надо на языке, который оно понимает, а это — язык конвенций, деклараций и международного права. Все преступления Азербайджана против армянского населения, начиная с советских времен и заканчивая войнами 1991-1994, 2016 и 2020 годов, задокументированы и подпадают под международные конвенции. И если сегодня Азербайджан пользуется попустительством ряда международных структур, это не означает, что так будет всегда. Сидеть сложа руки, как это делалось на протяжении последних 30 с лишним лет, недопустимо.
— Название вашей организации «Возращение в Дизак». Вы ставите себе задачу возвращения в буквальном смысле?
— Говорить о физическом возвращении сегодня, конечно, из области фантастики. Хотя даже в пресловутом Заявлении от 9 ноября 2020 года есть пункт о том, что все беженцы и насильственно перемещенные лица должны вернуться на места своего прежнего проживания. Но сегодня никто не сможет гарантировать наше возвращение и уж тем более нашу безопасность под протекторатом Азербайджана. Но это не должно нас останавливать. Мир стремительно меняется. Нам нужно найти свое место в нем и не остаться под обломками тех или иных геополитических процессов. А для этого нужно обьяснить международной общественности, почему армяне Арцаха не могут жить под протекторатом Азербайджана, почему мы хотим самоопределения. Это наша задача.