Взрыв в «Сурмалу» стал страшной, огромной трагедией.
Погибли совершенно невинные люди, среди которых – беременная женщина и ребенок. Я искренне соболезную родственникам и друзьям погибших, плачу и молюсь вместе с ними.
На момент написания этой статьи, в результате взрыва и последовавшего обрушения погибло по крайней мере 16 человек, было ранено более 60, еще двое считаются пропавшими без вести.
Как и многие-многие другие я следил за ходом спасательных работ, переживал, прочитав в новостях, что где-то под завалами, кажется, услышали голоса. И огорчался, страдал и переживал, узнав, что нашли еще одного погибшего.
При этом где-то в глубине, далеко, у меня то и дело появлялась и исчезала мысль о том, что такая трагедия должна была случиться раньше – из-за нашего традиционного разгильдяйства и безалаберности. Не обязательно именно там и с такими ужасными последствиями, но она долгое время была тем самым несчастным случаем, который должен был произойти.
Собственно, в апреле прошлого года в «Сурмалу» уже был пожар. Как сообщали агентства новостей, пострадало главное здание, площадью около 2000 квадратных метров. Никто тогда не пострадал, так как авария произошла ночью и в результате сгорели павильоны с игрушками и хозтоварами.
Я не могу судить о том, соблюдало ли руководство центра «Сурмалу» противопожарные нормы, а если нет, то какими были отклонения. Но я знаю, какова традиционная армянская безалаберность и невнимательность к возможным пожарам. Кто из вас, живущих в Армении, например, не видел курящего работника бензозаправки? Или, скажем, водителей, приезжающих на заправку с зажженными сигаретами. А курящих работников газозаправок? Их немало. И объяснить им, что они в буквальном смысле играют с огнем, трудно. А некоторым практически невозможно.
Готов предположить, что курили и продавцы тех самых фейерверков, которые взорвались в торговом центре «Сурмалу». Кстати, их там было четыре тонны. Представляете? Четыре тонны взрывчатых веществ в центре города! Мне кажется, что и это тоже – одно из выражений нашей безалаберности. Преступной безалаберности, из-за которой погибли люди.
Готовясь к написанию этого материала, я провел небольшой мониторинг и выяснилось, что по самым грубым подсчетам, за период между двумя пожарами в «Сурмалу», то есть с 6 апреля прошлого, 2021 года, до начала августа 2022, в Ереване было 14 крупных пожаров, в том числе, на Ереванской ТЭЦ, возле телебашни, в больнице, Национальном центре психического здоровья, Конде… Я не включил в их число взрывы машин и пожары в жилых домах.
Получается, что в городе случался почти один крупный пожар в месяц. Это много. И это должно было бы обратить на себя внимание.
Вообще-то внимание должны были обратить на себя происшедшие за тот же период времени и более 25 инцидентов с применением оружия, и случаи поножовщины, и ситуации, когда полиция обнаруживала в людных местах гранаты или мины.
Но наша безалаберность проявляется и в том, что мы – я имею в виду общество – с удовольствием забываем о взрывах, авариях и пожарах буквально через пару дней после того, как они произошли. В сообщениях о них стандартной фразой проходит «ведется следствие». Но, как правило, мы не узнаем о том, чем это следствие закончилось, кому были предъявлены обвинения и чем завершилось судебное разбирательство.
Зато процветают теории заговора: «Сурмалу» взорвали! Кто? Ответ известен – «турки-русские-антирусские-коллективный Запад-предатели» Эти теории заговора хороши, потому что они оправдывают наше разгильдяйство.
И не надо следить, чтобы в центре города не складировали четыре тонны взрывчатки, не надо остерегаться курить в непосредственной близости от пороха или бензина, не надо беспокоиться по поводу электропроводки или электроплиток с открытой спиралью… Потому что во всем всегда виноваты не мы, а «турки-русские-русофобы-Запад» – и далее по списку.
Это значит, что мы – общество, живущее сегодняшним днем.
А если не думать о дне завтрашнем, то как избежать новых трагедий?