20 августа в СМИ появилась информация о подготовке очередной встречи Путин-Пашинян-Алиев в Москве 31 августа. Согласно, внимание!, российским источникам, «на этой встрече Алиев собирается остро поставить перед Пашиняном вопрос о «Зангезурском коридоре», ожидает от Пашиняна четкой даты открытия дороги, соединяющей Азербайджан и Нахиджеван, координат ее расположения, решения других сопутствующих вопросов».
В Москве также считают, что Алиев полон решимости и не намерен верить обещаниям Пашиняна и позволить ему тянуть время.
19 августа в Брюсселе состоялась третья по счету встреча секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым. И можно предположить, что
по итогам встречи уже на этой неделе состоится четвертая встреча Григорян-Гаджиев. Цель – подготовка повестки встречи Пашиняна с Алиевым под присмотром Путина.
«Зангезурский коридор»
«Зангезурская» встреча, конечно, может 31 августа и не состояться. Она может пройти в другие даты. Но главное не в сроках и не в локации встречи, а в ее содержании. Именно «Зангезурский коридор» является главной целью Алиева и, конечно, Эрдогана во всех переговорах с Арменией. Причем, речь идет как о переговорах с Азербайджаном, так и переговорах с Турцией. Поскольку главным бенефициаром данного проекта является не столько Алиев, сколько Эрдоган, которому нужен коридор для дальнейшего продвижения в Центральной Азии. Именно коридор, а не дорога. Дорога на Азербайджан у Турции уже есть через Иран.
Но турецкие замыслы а-ля «Великий Туран» требуют именно бесконтрольного коридора, позволяющего провозить на восток все, что может понадобится для реализации этих замыслов. Именно здесь находится причина всех инициируемых Алиевым обстрелов, убийств, захватов территорий Арцаха и Армении, начиная с 9-го ноября 2020 года.
Алиев и стоящий за ним Эрдоган стремятся заполучить коридор и подкрепляют свои требования убийствами. Рука Эрдогана чувствуется во всем – Алиев слишком мелок для предъявления в XXI веке гитлеровских требований XX века. Аналогия между Данцигским и Зангезурским коридором по силам дерзкому политику масштабов Эрдогана, но не Алиеву. И именно маячащая за Алиевым тень Эрдогана заставляет нас относиться серьезно к алиевским заявлениям.
Августовская атака Алиева на Арцах стала очередным подкреплением требований «Зангезурского коридора». Суть, выдвинутой Алиевым «лачинской» повестки – обмен нового, связывающего Армению с Арцахом маршрута, на все тот же вожделенный «Зангезурский коридор». В случае отказа Пашиняна, Алиев угрожает установить на альтернативной лачинской дороге азербайджанский КПП. Со всеми соответствующими последствиями. И именно об этом собирается говорить Алиев с Пашиняном. В Москве или где-то еще.
Позиции ведущих игроков
Кратко обрисовав ситуацию в Армении в предыдущей статье , мы пообещали представить версии возможных путей выхода из «зангезурской петли», которую пытаются набросить на шею Пашиняна Алиев и Эрдоган.
Что бы понять, чем это может обернуться, проанализируем позиции ведущих международных игроков-интересантов Южного Кавказа. В вопросе «коридора» Россия пока что с позицией Армении: «нет коридора, есть лишь дорога», – в целом, согласна. Также, по понятным причинам, Москва не разделяет стремления Алиева установить КПП на новой дороге в Арцах. Аналогична в данном вопросе и позиция США и Евросоюза. Не говоря уже, о крайне заинтересованном в сохранении собственного транзитного статуса для Турции и Азербайджана, Иране.
Весь вопрос в том, как все эти игроки отреагируют на очередное военное вторжение Азербайджана в Армению. А Алиев стягивает войска к границам Армении и Арцаха именно с целью подкрепить требование коридора угрозой вторжения. Наиболее ожидаемая реакция Запада – осуждение Азербайджана на уровне заявлений. Иран в этом случае, скорее всего, вновь ограничится военными маневрами на границе с Азербайджаном. И слава богу, потому что вслед за военным вторжением ИРИ на территорию Армении немедленно последует вторжение Турции. После чего Армения превратится во вторую Сирию со всеми сопутствующими «прелестями» в виде гибридной войны с участием международных террористов и России. Что является для нас самым негативным из всех возможных сценариев.
Возможные решения
В качестве юридической базы своих зангезурских аппетитов Алиев опирается на бумажку от 9-го ноября 2020 года, которая стала его главным достижением по итогам совместной с Турцией и РФ 44-х дневной авантюры против Армении и Арцаха. Алиев требует немедленной реализации пункта 9 из этой бумажки – «обеспечения беспрепятственной связи между Азербайджаном и Нахиджеваном».
19 августа правительство Пашиняна сделало ход конем, решив установить зону таможенного контроля в районах Соткского, Ерасхского и Караунджского таможенных постов. Таким образом Алиев получает «беспрепятственную связь между Азербайджаном и Нахиджеваном», как это сказано в бумажке. Поскольку даже в бумажке о коридорах нет ни слова, Пашинян получает аргумент в ходе переговоров с Алиевым в Москве или где-нибудь еще.
Алиевский вариант «обмена» коридора в Арцах на коридор в Нахиджеван для Армении совершенно неприемлем. Слишком неравнозначна их геополитическая стоимость. Предоставление Турции и Азербайджану коридора через Сюник станет для Армении вторым поражением, которое по своим негативным последствиям способно превысить последствия 44-х дневной войны. Соответственно, при самом худшем раскладе Алиев может ставить КПП на пути в Арцах, главное не дать ему коридора без КПП через Сюник.
В направлении же предотвращения азербайджанского военного вторжения Еревану необходимо начать работу уже сейчас, не дожидаясь этого вторжения. В первую очередь, наконец-то официально обратившись в Совбез ООН. Предварительно расписав во всех подробностях, все возможные последствия такого вторжения всем пяти членам Совбеза в отдельности. В первую очередь России.
С Ираном Армении необходимо подробно обсудить перспективы, которыми грозит Тегерану развязывание «Cирии-2» на его северных, населенных тюрками, границах.
Азербайджан и Турция сегодня представляют реальную угрозу не только для Армении и Арцаха, но и для всего региона, а также для интересов внешних игроков. Соответственно, поиск Арменией путей выхода из кризиса должен начинаться с попытки сопоставить собственные интересы с интересами внешних игроков. Отдельным кейсом – окном возможностей на данном пути является необходимость подписания мирного договора с Азербайджаном и установления дипломатических отношений с Турцией. Но об этом в следующих статьях.
Продолжение следует
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.