С 22 по 25 августа в Ереване проходила ежегодная конференция Европейской ассоциации исследований в области образования (ECER 2022). Конференция объединила 800 делегатов из 54 стран вокруг темы «Образование в меняющемся мире: влияние глобальных реалий на перспективу и опыт образовательных исследований». Среди делегатов была также доктор наук Виктория Шовунми, которая занимается изучением гендерных проблем и вопросов лидерства.
Доктор Шовунми, расскажите о своих исследованиях, над чем вы работаете сейчас?
Сейчас я провожу исследования в двух направлениях. Одна сфера — это гендер и лидерство, в программе конференции указана книга, которую я редактировала — «Блумсберийский справочник по гендеру, лидерству и менеджменту в образовании» (The Bloomsbury Handbook of Gender and Educational Leadership and Management). В книге рассматривается понятие гендера, и как оно относится к лидерству в образовании. В книге собраны исследования со всего света, там 24 главы. Моя часть работы — изучение вопросов идентификации и лидерства. Как самоидентификация человека влияет на то, каким он является лидером? Меня интересуют в первую очередь женщины. Если белая женщина работает в классе, как ее восприятие отличается от черной женщины, занимающей лидирующую должность в системе образовании. Воспринимается ли белая женщина больше как лидер, чем черная женщина? Другой аспект, которым я занимаюсь, касается черных женщин и девочек и их опыта в образовании. Потому что существует очень много негативных стереотипов вокруг черных девушек: они воспринимаются как более агрессивные, шумные. Молодым белым девушкам сложно понять все это. Также я изучаю стремления, то, к чему стремятся молодые девушки, как на это реагируют учителя своими заниженными ожиданиями. Я работаю в Лондоне, но моя работа — международная. Я проводила исследования в Ирландии, Китае, Пакистане, США, Германии, Азербайджане.
Есть какие-то результаты ваших исследований, о которых вы можете рассказать?
Да. Многие лидеры, с которыми я говорила — в основном это небелые женщины-лидеры, — чувствовали, что им нужно оставлять свою личность, свою самоидентификацию дома, как будто «отбеливать» себя, чтобы двигаться вперед в сфере образования — до высоких позиций. Нам важно ставить этот вопрос: может ли каждый действительно быть собой, или необходимо стать «более белой» и не быть собой полностью?
Что еще важно знать о черных женщинах и девушках — это то, что они страдают молча, держат свои проблемы в себе. И у людей вокруг возникает ощущение, что эти женщины сильные, выносливые, не чувствуют боли. На самом деле они многое переживают, но не чувствуют себя в праве говорить об этом. Возможно, если эти женщины выскажутся, они их не будут воспринимать как белых или, например, как британцев, потому что они испытывают другие эмоции.
Вам не кажется, что ситуация меняется в последнее время?
К сожалению, сейчас в западном обществе, которое толкают в сторону правых идей, ситуация не только не меняется, как хотелось бы, но и, наоборот, мы откатываемся назад. В мире появилось новое понятие «woke» (от слова «проснувшийся», политика социальной справедливости — Ред.) — что-то вроде либерального ответа консерватизму. Но молодые люди оказываются позади изменений и социальной справедливости. Хотя во время ковида у людей было больше свободного времени, чтобы больше читать, раздумывать, и, я полагаю, это поможет что-то изменить к лучшему. Конечно, можно сказать, что сейчас общество страдает, особенно его белая часть, потому что их доминантные позиции ослабевают. Это действительно страшно, и особенно сейчас сложно белым мужчинам.
Вы считаете, они действительно борются за доминирующие позиции или просто чувствуют, что на них нападают и обвиняют во всем на свете, и они просто защищаются от нападок?
Думаю, вы правы: они, скорее, защищаются, чувствуют некую тревогу. Они не понимают, что все обязательно когда-нибудь меняется.
Есть мнение, что современные женщины все реже готовы общаться с мужчинами, не обладающими эмоциональным интеллектом. Что вы думаете об этом?
Это очень интересный вопрос. Нужно быть очень осторожными, чтобы не делать неверных предположений. Нельзя сказать, что все мужчины такие. Я знаю мужчин, с очень высоким уровнем эмоционального интеллекта — у меня самой может не быть такого. При этом многие женщины не обладают эмоциональным интеллектом. В этом плане важно иметь индивидуальный подход. У меня есть еще одна книга, совсем новая, — «Понимание и управление тонким и каждодневным расизмом» (Understanding and Managing Sophisticated and Everyday Racism) — она об отношениях между белыми и черными женщинами на рабочем месте. Например, о том, что одна женщина воспринимается, как королева, а другая демонизируется и не воспринимается, как женщина. Анализ подобных ситуаций я позиционирую, исходя из концепта «большого дома», а большой дом — это плантация с точки зрения истории расизма. Как все происходило на плантации, так происходит сейчас на рабочем месте.
Как вы думаете, как мы можем выходить из подобных ситуаций? Например, я сама часто осознавала свои проблемы только после того, как читала разные обсуждения на Реддит или в Твиттере. До этого я понимала, что мне плохо, но не знала, в чем причина.
Действительно, решение в обсуждении своих проблем. Я не знаю, как, например, вы идентифицируете себя? Вы считаете себя представителем смешанных культур или конкретной расы?
Я родилась и выросла в России. В России мы воспринимаемся как «черные» по сравнению с титульным населением, и у многих периодически возникают с этим проблемы.
Для человека эмоционально важно понимать, кто он, и гордиться своей личностью. Хорошо, что вы смогли осознать себя. Нужно понимать, что ты — не белый, и когда ты пытаешься быть белой, тебя не принимают. Думаю, лучший способ двигаться вперед — это общение с другими людьми и рефлексия.
Важно общаться с другими людьми, такими, как вы, а также с исследователями, как я. Можно читать книги, изучающие вопросы расизма и феминизма, например, Патрисию Хилл, Рипли Коллинз или Анджелу Дэвис. Лично меня растили белые родители с тех пор, как мне было несколько месяцев, и понимание своей «черности» — важнейший вопрос идентификации. Причем у «черности» есть разные уровни и «оттенки». Когда вы примете себя, это даст вам силу и поможет встать на ноги.
Анжела Алекян