В направленном 23 августа по случаю 32-й годовщины принятия Декларации о независимости Армении поздравительном послании, премьер-министр Никол Пашинян упомянул о проблемах с безопасностью, о трещинах в обеспечивающих ее международных структурах, отношениях с соседями, многих других проблемах независимой Армении. Но самым примечательным в послании армянского премьера стал, пожалуй, пункт о союзниках, точнее, союзнике Армении. «Независимость для нас — крепкие союзнические отношения, однако союзники не всегда могут быть нашими союзниками — они могут быть и союзниками тех, кто союзничает против нас», — заявил Пашинян.
На моей памяти, пожалуй, впервые глава армянского государства так четко отобразил текущие проблемы в отношениях между Арменией и Россией. В частности, указав на союзнические отношения стратегического союзника Армении — России — с давними союзниками Турцией и Азербайджаном. Данные акценты в послании Пашиняна говорят о серьезных проблемах в армяно-российских отношениях. Премьер также прямо указал на источник этих проблем — турецко-азербайджанский «братский» тандем.
В определенном смысле российская часть послания Пашиняна стала своеобразным ответом на направленную 17 августа, между прочим, в день траура по жертвам трагедии в ТЦ «Сурмалу», ноту посольства РФ в РА в МИД Армении. В ней Москва выразила «возмущение муссируемыми в местном информационном пространстве циничными вбросами, содержащими кощунственные и ложные обвинения в адрес российских структур в причастности к произошедшей 14 августа на территории торгового центра “Сурмалу” трагедии».
Примечательно, что, согласно ноте, РФ рассматривает это как «прямую провокацию со стороны стоящих за такими инсинуациями политических сил, нацеленную на подрыв российско-армянских союзнических отношений». «Ожидаем от властей Армении шагов, направленных на пресечение подобных недружественных проявлений, включая необходимые публичные комментарии», — заявили в посольстве РФ.
МИД Армении от публичных комментариев воздержался. Но на ноту посольства России ответил — «в установленном порядке». «Содержание ответа является частью внутренней дипломатической переписки. В связи с чем мы не считаем правильным публиковать его текст», — заявил пресс-секретарь ведомства Ваан Унанян. Представляется возможным предположить, что отказ армянского МИД от публичного ответа на публичное негодование Москвы, как минимум, говорит о желании избежать дальнейшего углубления текущих проблем в армяно-российских отношениях. Проблем, которые, судя по всему, не способны урегулировать периодические контакты на уровне глав Минобороны, МИД, вице-премьеров и даже глав двух государств.
В предыдущие годы существования Третьей республики проблемы между РА и РФ, вне всяких сомнений, также существовали. Так же как они существуют между любыми другими государствами, включая союзнические. В период легислатуры первого президента Левона Тер-Петросяна эти проблемы, к примеру, решались на уровне неофициальных, дружеских контактов министров обороны Вазгена Саркисяна и Павла Грачева. Роберт Кочярян предпочитал решать все вопросы с РФ, приведем его же слова, посредством химии с Владимиром Путиным. Преемника Кочаряна Сержа Саргсяна Путин никогда особо не жаловал. Однако в период легислатуры Саргсяна наиболее деликатные вопросы находили свое решение по итогам переговоров «без галстуков» главы администрации президента Армении Вигена Саркисяна с помощником президента РФ Юрием Ушаковым.
И вот сегодня дело дошло до нот РФ в адрес Еревана и публичных ответных обвинений армянского премьера в адрес Москвы. Причин у создавшейся ситуации множество. Попробуем остановиться и проанализировать лишь две из этих причин. На взгляд Москвы, точнее, взгляд Путина, пришедшему к власти в Армении буквально с улицы Пашиняну доверять нельзя априори. «Человека с улицы» в лучшем случае можно терпеть, а в худшем — заставлять подписывать ущемляющие интересы Армении трехсторонние заявления. Также понятно, что никакой химии между премьером с улицы и президентствующим почти два десятилетия Путиным нет и быть не может по определению. И вот здесь, в подобных условиях, на первый план вновь выходит необходимость в восстановлении контактов между Ереваном и Москвой на неофициальном уровне.
Второй причиной является достаточно неоднозначная роль Москвы в геополитическом сговоре, в результате которого Армении и Арцаху навязали 44-х дневную войну. Ее итог изначально был известен всем, за исключением разве что армянского народа. А также все последующие последствия итогов этой геополитической комбинации, стоившей армянскому народу несколько тысяч жизней и более десяти тысяч поломанных судеб. Иными словами, направленная исключительно на реализацию собственных интересов в условиях полного игнорирования интересов стратегического союзника политика РФ на Южном Кавказе.
Суть данной политики кратко можно охарактеризовать как торг интересами Армении и Арцаха между РФ с одной и турецко-азербайджанским тандемом с другой стороны. Лидера Армении в лучшем случае информируют о результатах этих торгов. А в ответ на отказ их принимать немедленно начинают стрелять и убивать людей в Арцахе и на границе с Арменией. Или пытаются воздействовать на Пашиняна другими, скажем так, нехорошими методами, являющимися темой уже отдельного исследования. О чем, собственно, армянский премьер также достаточно недвусмысленно заявил в недавнем послании.
В заключение отметим, что нормальные отношения с Россией Армении, так или иначе, но нужны. И сегодня еще не поздно попытаться эти отношения начать налаживать. Посредством неофициальных контактов, ввиду «идеологических» противоречий между многолетним главой РФ и управляющим Арменией «человеком с улицы». Представляется, что для этого в Армении найдутся и соответствующие кадры.
Главное во всем этом не сводить такие контакты к просьбам и мольбам Еревана к Москве. К сожалению, предыдущие три десятилетия отношений и их результаты наглядно подтверждают неэффективность и бессмысленность подобной политики. Политика — искусство возможного. Вот о чем необходимо помнить руководству Армении. Особенно на фоне того, как это прекрасно усвоило руководство соседнего Азербайджана. Соответственно, и отталкиваться в дальнейшем диалоге с РФ необходимо от имеющихся геополитических возможностей. Пока эти возможности у зависимо-независимой Армении еще сохраняются.