В армяно-российских отношениях довольно много разногласий, но это не новые разногласия, они были всегда. Подобное мнение AliQ Media выразил политолог Роберт Гевондян.
По его словам, раньше эти разногласия часто скрывались, преподносились со стороны различных представителей Армении как «просто бизнес» или под другими объяснениями.
«Сегодня Армения немного более открыто высказывает свое недовольство, что, вероятно, связано с ситуацией в стране, так как сегодня у нас намного больше проблем на внешнем фронте, чем раньше. Кроме того, сегодня у нашей власти довольно высокая легитимность, а в прошлом эта легитимность “покупалась у России”», — сказал Гевондян.
Отметим, что вчера МИДы Армении и России обменялись поздравлениями по случаю 25-летней годовщины подписания двустороннего Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. При этом 17 августа — в день траура в Армении по жертвам взрыва в ТЦ «Сурмалу» — посольство РФ выразило ноту протеста МИД РА, после чего премьер-министр Армении заявил, что иногда союзники Армении сотрудничают с противниками своих союзников.
«Я бы не связывал одно с другим, это все нормальный процесс. У государств все время бывают разногласия, интересы расходятся. Бывало, что были проблемы: вспомним выраженное в Уругвае недовольство Сержа Саргсяна в связи с поставками оружия Азербайджану. Но потом всегда развивалось сотрудничество, взаимодействие на разных уровнях», — напомнил он.
Сейчас, согласно политологу, происходит то же самое: есть вопросы, в которых интересы не совпадают и стороны недовольны друг другом, но есть и процессы, в которых у государств сходятся интересы. «В конце концов, никто не отменял статуса России как стратегического союзника Армении. Так что двусторонних поздравлений в связи с 25-летием этого важнейшего документа можно было ожидать», — сказал Гевондян.
По его мнению, в ходе последнего телефонного разговора Пашиняна с Путиным обсуждался вопрос российских миротворцев в Арцахе. Это та сфера, в которой у Армении есть и должны быть вопросы, учитывая то, какие действия они должны или не должны осуществлять в Арцахе.
«Основная логика действий миротворцев — не допустить полномасштабных военных действий, и миротворцы это делают. Другое дело, что Армения хочет и старается получить у России как посредника защиту и безопасность и от локальных боевых действий в Арцахе. А миротворцы считают своей главной целью не допустить полномасштабную войну и более этого делать не хотят, потому что у РФ есть стратегические интересы с Азербайджаном, а не только с Арменией», — подчеркнул Гевондян.
Различные толкования одних и тех же соглашений сторонами конфликта, на взгляд политолога, в политике явление вполне нормальное. «Таких ситуаций множество. Это объясняется тем, что различные государства — не только сами конфликтующие государства — преследуют разные цели, и множество соглашений и документов могут толковаться по-разному. Даже один и тот же игрок может в разные периоды объяснять один и тот же документ по-разному, в зависимости от своих интересов», — подытожил Гевондян.