В возрасте 91 год умер первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев.
На постсоветском пространстве, в том числе и в Армении, его обвиняют в том, что он сознательно повел СССР к гибели, а на Западе его считают реформатором, пытавшимся преобразовать и вдохнуть жизнь в находящуюся в агонии советскую страну.
Армяне в Армении, Арцахе и Диаспоре также обвиняют Горбачева в том, что он поддерживал точку зрения Баку по карабахскому вопросу, не предотвратил резню армян в Сумгаите и не наказал виновных, а в 1991 году вместе с президентом Азербайджана Аязом Муталибовым осуществил военную операцию «Кольцо», в результате которой Шаумян и более 20 сел Гадрута были насильственно перемещены из района, а советская армия провела карательную операцию в селе Воскепар.
Покойный Аяз Муталибов косвенно признал в одном из своих интервью, что Горбачев поддерживал Азербайджан против Армении, поскольку армяне не приняли участия в организованном Горбачевым 17 марта 1991 года референдуме за сохранение СССР.
Когда вспыхнуло Карабахское движение, Горбачев попытался потушить огонь среднесрочными решениями.
26 февраля 1988 года, когда на площади Свободы, которая тогда называлась Театральной, собрались сотни тысяч людей, Горбачев принял в Кремле Сильву Капутикян и Зория Балаяна. Сразу после встречи с Михаилом Сергеевичем они вернулись на площадь и заявили, что руководству СССР нужно дать время.
Вот отрывок из беседы армянских писателей с Горбачевым, который Капутикян представила в своей книге.
Горбачев – Что касается присоединения области к Армении, то сейчас это очень сложно. Таких вопросов у нас около 19, и все они требуют решения.
Балаян – Хотя бы включите ее в состав РФ.
Горбачев весело улыбнулся.
– Все такие автономии хотят присоединиться к России, это также невозможно.
– А у нас другое, срочное, неотложное, в конце концов есть вопрос разного вероисповедания, – снова объяснил Зорий.
Летом 1988 года Горбачев и министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе предложили армянам повысить статус Нагорного Карабаха до автономной республики. Лидер Нагорного Карабаха Генрих Погосян и лидер Советской Армении Сурен Арутюнян, судя по интервью тех лет, не были против такого варианта, однако в то время армяне не знали другого слова, кроме «воссоединение» и не видели другого выхода.
В декабре того же года Горбачев прервал свой визит в США и спешно вернулся в Москву, узнав о катастрофическом землетрясении. На следующий день он уже был в Армении. Это был первый и последний визит Горбачева в Армению и Закавказье.
Теплого приема Горбачеву в Армении не оказали. Вернувшись из Гюмри в Ереван, лидер СССР перед отъездом в свою резиденцию пообщался с жителями столицы. Левон Чахмахчян, один из армянских чиновников, пишет, что, когда Горбачев вышел из машины, первый вопрос был о Карабахе.
«Михаил Сергеевич только что вернулся из Ленинакана, и казалось, что ереванцы должны были быть обеспокоены зоной бедствия. Вместо этого его спросили: «Когда же Карабах присоединится к Армении?» Реакция Горбачева была резкой. Ни он, ни Раиса Максимовна не могли понять, как можно забыть беду в такое тяжелое время и спрашивать о Карабахе».
Премьер-министр Советской Армении Фадей Саргсян пишет: «Должен сказать, что он (Горбачев) и его жена смотрели на эту (землетрясение) трагедию с глубокой болью. Конечно, не везде их принимали с должным достоинством, а кое-где жестоко оскорбляли. Это было недостойно нашего народа, и мне было больно».
В 1989 году Горбачев назначил одного из своих верных людей, Аркадия Вольского, специальным администратором в Нагорно-Карабахской области. С этого времени экономика Арцаха стала более тесно связанной с Арменией.
Попытка государственного переворота в Москве в августе 1991 года ускорила распад СССР. 25 декабря того же года Михаил Горбачев направил советским гражданам последнее послание, подав заявление об отставке. Через шесть дней, 31 декабря 1991 года, де-юре прекратил свое существование и Советский Союз.
Татул Акопян
Перевод с армянского