Трехстороннее заявление от 9 ноября, подписанное лидерами Армении, России и Азербайджана по итогам 44-дневной войны, не предполагает создание коридора, соединяющего нахиджеванский анклав Азербайджана с «материковой» частью. Такое мнение выразил на обсуждении итогов состоявшихся 31 августа в Брюсселе переговоров между лидерами Армении и Азербайджана азербайджановед Тарон Ованнисян.
«Коридор не предполагает открытия коммуникаций, это просто дорога из Азербайджана в Азербайджан. Поэтому это не исходит из заявления от 9 ноября, где говорится именно об открытии коммуникации как о шаге к нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Коридорная логика не есть шаг к нормализации», — заметил эксперт.
По его словам, алогичны также заявления азербайджанской стороны о том, что статус Зангезурского коридора должен быть схож со статусом коридора Лачинского.
«Если дорога, проходящая через территорию Армении, будет соединять одну часть Азербайджана с другой частью Азербайджана, то Лачинский коридор не соединяет Республику Армения с другой частью Республики Армения. Если Азербайджан признает Арцах частью Армении, только тогда можно будет говорить о схожести статусов коридоров», — отметил Ованнисян.
Он подчеркнул также, что в отличие от Арцаха, Нахиджеван не изолирован от всего мира, у него есть граница с Ираном и Турцией, в то время как Арцах полностью отрезан от мира и соединяется с Арменией исключительно через Лачинский коридор, что придает вопросу гуманитарное значение.
В свою очередь старший аналитик по Южному Кавказу Международной кризисной группы Олеся Вартанян отметила, что Россия заинтересована в установлении экономической взаимосвязи между Арменией и Азербайджаном.
«Это очень важные страны для Москвы, но они совершенно друг от друга не зависят — соответственно, РФ хочет создать какую-то экономическую связь. Понятно, что сейчас есть дополнительная заинтересованность: из-за войны порты Черного моря по большей части закрыты, и Турция — единственная из серьезных региональных стран, которая не присоединилась к санкциям», — заметила она.
«Сейчас вся торговля идет через Грузию, и в этом плане, конечно, иметь дополнительную дорогу, особенно железную, было бы здорово. Значит ли это, что Москва будет давить на Армению и отказываться от первоначального плана, соглашаясь, что это не должно быть коридором? Думаю, вряд ли», — подытожила Вартанян.