Расписав в прошлой статье исходящую от Турции и Азербайджана «коридорную» угрозу Армении и представив некоторые возможные шаги в направлении ее нейтрализации, мы пообещали представить еще одно, радикальное, решение, которое, как кажется, может существенно изменить поствоенный статус-кво на Южном Кавказе.
Ввиду целого ряда фоновых, описанных в предыдущих статьях, факторов, представляется, что, играя в текущих реалиях на условной доске российско-турецких договоренностей, Армения априори лишь оттягивает неминуемое поражение в данной партии. Однако четыре брюссельские встречи Пашинян-Алиев, особенно последняя, состоявшаяся 31 августа, назначение нового сопредседателя МГ ОБСЕ от США, ряд заявлений из Вашингтона и Брюсселя и самое главное — война в Украине — позволяют констатировать наличие второй, параллельной московской, условной доски, на которой также разыгрывается условная карабахская партия. Иными словами, наличие альтернативы.
Московская и брюссельская игра в принципе идут вокруг одних и тех же вопросов. Это: разблокирование региональных коммуникаций, делимитация-демаркация армяно-азербайджанской границы с перспективой подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Отдельными, но тесно аффилированными с данным процессом кейсами являются статус Арцаха и процесс армяно-турецкой нормализации. Но есть одно «но», во многом предопределяющее дальнейший ход и, соответственно, исход партии на московской доске. Начиная с 44-х дневной войны, РФ является не просто посредником, как США и ЕС, а непосредственным участником карабахского уравнения. Наравне с Арменией, Азербайджаном и Турцией.
Интересы РФ — в сохранении Армении и Азербайджана в сфере собственного влияния, контроле над всеми коммуникациями между Арменией и Азербайджаном, полном контроле над Арцахом. И судя по появлению в Арцахе российского миллиардера Рубена Варданяна, этот контроль Москва теперь намерена распространить с обеспечения безопасности на местную власть. Отдельным коммуникационным пунктом для РФ является контроль над все тем же «Зангезурским коридором», который, начиная с 24 февраля, обрел для нее повышенную значимость. Посредством «коридора», транзитом через Азербайджан, Армению и Турцию, находящаяся под санкциями Москва получает какой-никакой, но обходной торговый путь в Европу.
В последние десятилетия процесс сокращения точек совпадения интересов Армении и РФ принял необратимый характер. И вот теперь добрался до «Зангезурского коридора», в целом совпадая теперь уже с интересами Турции и Азербайджана, а не Армении. О чем в своем послании ко дню принятия Декларации о независимости практически открыто заявил армянский премьер Пашинян. РФ играет «на земле», имеет на своей игровой доске военные базы, влияние на руководство Армении и Азербайджана и практически управляет Арцахом. Добавив к этому ситуативное, но совпадение интересов РФ с Турцией и Азербайджаном, мы получаем достаточно реалистичную картину неминуемого поражения Армении в случае продолжения игры на российской доске. Уже второго по счету, после 44-дневного. Назовем его условно «зангезурским».
Представляется возможным констатировать, что в подобных условиях у Еревана не остается иного решения, кроме как перевернуть российскую доску и перейти на доску западную. Понимая чрезвычайную радикальность, осознавая все возможные риски и последствия в случае принятия подобного решения, вне всяких сомнений, представляется необходимым отметить несколько важнейших для этого предусловий. Прежде всего, необходимо констатировать, что сегодня между Западом и РФ идет борьба за управление конфликтом, но не его скорейшего решения.
Вне всяких сомнений, подобный разворот в политике Армении исходит из интересов коллективного Запада, и в Вашингтоне и Брюсселе его будут только приветствовать. Тем не менее одних приветствий в качестве мотивирующего на подобный выбор шага Еревану будет явно недостаточно. Армении нужны гарантии. Безопасности национальной, безопасности энергетической, безопасности финансово-экономической. Понятно, что в случае отказа Еревана продолжать играть на собственное поражение Москва немедленно отключит газ, обнаружит в продуктах made in Armenia какую-нибудь дрянь, а в армянских гастарбайтерах зачатки потенциальных преступников. И самое главное: уже привычно ударит Пашиняна по голове Алиевым. И, возможно, теперь уже Эрдоганом.
Соответственно, Западу, в данном конкретном случае ЕС и США, помимо приветствий, необходимо обеспечить Армении: А) финансовые вливания, как это имело место в нулевых в Грузии. B) Как минимум, не препятствовать экспорту энергоресурсов в Армению из Ирана. C) Посадить и удерживать на месте Эрдогана и Алиева, как минимум, в ближайшие несколько лет. D) Способствовать развитию ВС Армении в эти же самые несколько лет, как они это делали, к примеру, в случае афганской армии. Лишь в этом случае Армения может позволить себе пойти на риск и перевернуть доску. Даже ту, игра на которой заведомо обрекает ее на поражение. Разумеется, в случае наличия на то политической воли.
Россия имеет собственные интересы — это нормально, и с этими интересами необходимо считаться. И никто, включая саму Россию и Армению, не виноват в том, что эти интересы сегодня противоречат интересам армянским. Другой вопрос, что делать вид, что это не так, закрывать глаза на этот факт, означает одно — вести армянскую государственность к очередному мощному ущемлению суверенитета, вплоть до перспективы его окончательной утраты. В случае изменения геополитической ситуации, позволяющего вернуться к совпадению армяно-российских интересов, в перспективе можно будет рассматривать и игру на российской доске. Очень возможно, что это произойдет уже завтра, но сегодня этого нет. Соответственно, у Армении нет права продолжать играть на доске, игра на которой для нас изначально обречена на поражение.
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.