«Апастан» — убежище для художников и арт-резиденция в армянском Лори
Художникам и творческим людям всегда нелегко найти себе место в обществе, особенно в сложные и конфликтные времена. Сегодня, когда весь мир как будто в огне, многие вынуждены оставлять свои дома и искать убежища в новых местах. Так и появилась идея «Апастана» — убежище для художников в живописном городке Туманян в Лорийском регионе Армении.
Одна из организаторов проекта Полина Иванова рассказала, что впервые идея возникла в марте этого года, в конце мая появились уже первые резиденты, и к концу лета «Апастан» сумел принять около 70 человек.
«Идея несколько раз менялась, пока “Апастан” рос. Была идея создать арт-резиденцию. Я узнала у знакомого, что он купил здание старой фабрики здесь, в Лори. Я знала, что они очень красивые, и сама неоднократно здесь бывала. И в марте, когда в Ереване оказалось множество художников из России, многим из которых было негде работать, негде жить, и они происходили из той прослойки населения, которой обычно и так сложно, а в такой ситуации еще сложнее, я подумала, что можно было бы им помочь, если бы мы могли это место превратить в резиденцию», — сказала Полина в интервью AliQ Media.
В городке Туманян, который недавно в результате программы укрупнения общин стан новым районным центром, в советский период действовала текстильная фабрика, заброшенная много лет и непригодная для использования.
«Здание находилось в состоянии, в котором может находиться здание, где 30 лет не было жизни. Но с другой стороны, я знала, что художники — это люди, которые могут видеть красоту, несмотря на то, что штукатурка отваливается со стен, и это место могло им понравиться. И так мы начали приглашать людей, и жизнь завертелась, и нам удалось найти некоторое финансирование, чтобы сделать самый минимальный ремонт, создать условия, чтобы здесь можно было жить и работать», — рассказывает Полина.
По ее словам, резиденты-волонтеры сами убирали территорию, делали ремонт. Несмотря на все сложности, первый открытый колл привел к 180 заявкам, что было совершенно неожиданно для организаторов.
С началом учебного года пришел конец сезона «Апастана»: многие резиденты разъехались, кто — чтобы ходить в университет, кто — чтобы повести детей в школу. Но группа из 30 человек осталась зимовать. Некоторые будут работать и жить в самой фабрике, другие снимают жилье в селе.
«Изначально этот проект был действительно не для всех — условия были очень тяжелые. Здание было в очень плохом состоянии. В первые месяцы художники даже не могли заниматься творчеством — они с утра до вечера занимались уборкой, стройкой, делали проводку, укладывали трубы, в общем, они занимались всем. Работы еще много, но теперь здание дышит жизнью, и у художников есть мастерские. Одна девочка у нас занимается дизайном одежды, Даша пишет на ткани, есть керамическая мастерская, есть столярная мастерская, был у нас в гостях целый цех анимации, есть мастерская пленочной фотографии — они делали летнюю школу фотографии. Очень классно здесь сейчас», — поделилась Полина.
По ее словам, проект планировался как временный — чтобы помочь людям переждать некоторое время, понять, куда ехать дальше, но его успех заставил задуматься о продолжении. Организаторы продолжают получать письма от разных художников, желающих приехать и пожить в лорийском «Апастане».
Что касается жителей Туманяна — их также активно привлекают к проекту и интеграции с новыми жителями города. «В начале, когда мы это задумали, мы решили, что не будем придумывать какую-то концепцию, рамки, а посмотрим, кто к нам приедет, и позволим приехавшим людям самим создать душу этого проекта. И так получилось, что к нам приехало несколько ребят-урбанистов, и у нас появилась арт-резиденция, которая очень тесно связана с урбанистикой, историей и исследованиями места. И эти ребята проводили много интервью, занимались устной историей. Местные узнавали о нас, мы узнавали о них, и у нас сложились хорошие отношения, и наши художники начали проводить мастер-классы для детей, сделали выставку в доме культуры. Мы понимали, что не хотим быть колонией за закрытыми дверями, а хотим найти свое место городском сообществе. Мы над этим работаем, и это тоже история, которая развивается, я надеюсь, что эти отношения будут расти, как большое дерево», — сказала Полина.
Даша Федорова, одна из художниц «Апастана», провела в Туманяна полтора месяца. Она с радостью и заслуженной гордостью позирует на фоне своей финальной работы перед отъездом. Такое большое полотно — первое в ее творческой карьере. Про «Апастан» она узнала от других художников, которые отмечали здесь свадьбу и пригласили подругу посмотреть на новую необычную арт-резиденцию. Так художница вскоре сама оказалась в числе резидентов «Апастана».
«Есть люди, с которыми я была знакома до приезда сюда, но в основном здесь люди, приехавшие из совершенно разных мест. Просто кто-то когда-то им рассказал про это место, они тоже подавали заявки, прошли отбор и приехали сюда работать, волонтерить. Я рисую по ткани, и мне тоже было интересно посмотреть на то, что здесь есть, и поработать с местной тканью. Мы поняли, что она в плохом состоянии, ее хочется больше сохранить как архивную вещь, отправить в музей. И я начала работать над своими вещами — просто по мотивам Туманяна и этого места. Я делаю больше пейзажные работы и рисую графику про быт и жизнь в коммуне», — рассказала Даша.
Даша Федорова из Тулы, но уже три года живет в Тбилиси. В Туманян ее привлек спокойный темп сельской жизни, живописные пейзажи и обилие пространства для творчества.
«Я думаю, что у меня появилась любовь к большим масштабам. Это первое большое полотно, которое я сделала: у меня в Тбилиси совершенно маленькие квартирки были, у меня не было своей мастерской, я не могла делать что-то большое. А здесь, когда я увидела все это пространство, у меня сорвало крышу, и я начала делать что-то огромное, непривычное для себя. Это очень приятно, расширяет творческие горизонты», — поделилась Даша.
Несмотря на протекающую крышу и обилие грязной и тяжелой работы, в «Апастане» собрались творческие люди, поддерживающие друг друга. Ведь, в конечном итоге, красота — в глазах того, кто на нее смотрит.