«Мобилизационная драма», которую с упорством навлек на свою совершенно безумную голову сегодняшний хозяин Кремля, поставила его «союзника» Армению перед фактом: «гарант» в агонии. Запущен процесс обвального обнуления российского фактора на всем постсоветском пространстве. Точки невозврата пройдены роковым образом, механизм геополитической самоликвидации запущен, страна, и, в первую очередь, нерусские регионы, ввергнуты в состояние без пяти минут от взрыва, народ разбегается через все доступные границы всеми доступными способами. Это тот самый «гарант», который два года назад в этот день, 27 сентября, фактически выступил поджигателем, дирижером, вдохновителем и в итоге бенефициаром развязанной 44-дневной войны посредством тупого тяжелого инструмента — алиевской клептократии.
Армения, как и при двух развалах Российской империи за последние 100 лет, встала перед экзистенциальной угрозой государственности лицом к лицу, особенно после военных потерь 2020 года и с перманентным кризисом в отношениях с соседним Азербайджаном, который уже открыто атакует международно признанную, суверенную территорию в надежде содрать все, что можно, и все, что нельзя.
Впервые за весь постсоветский период Армения сегодня стала страной с проблемой сохранения территориальной целостности и необходимостью международного признания нарушения этой целостности. Мы еще долго будем задаваться вопросом: как же мы на протяжении лет терпели, считали нормой эту беспечность и надругательство над разумом, когда вокруг нас менялся мир, а для нас он изменился вдруг и только сейчас? Но этот разговор оставим на потом, для более спокойного времени.
А сейчас время мобилизации воли и интеллекта, время решительных действий. Агрессор показал, что для него нет писаных правил, да и неписаных тоже, как нет умения достойно жить ни с поражением, ни с победой. И если после 1994 г. ссылка на международное право у него по части Арцаха срабатывала на фоне нашей беспечности, то события 13-14 сентября с.г., которые нам обошлись еще большими жертвами, чем Четырехдневная война, уже были совсем не про «Нагорный Карабах и вокруг него». Это попросту акт агрессии, идущий вразрез с международными обязательствами, которые априори берешь на себя при вступлении в ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Армения должна остановить агрессора, и для этого должны быть одновременно задействованы три фактора, указанные в предыдущей статье: 1) консолидация международного давления на Азербайджан, 2) скорейшее реформирование, перевооружение и модернизация армии для способности к силовому ответу в случае посягательства на нашу территорию, 3) нейтрализация участия России и даже влияния России на переговорный процесс Армении с Азербайджаном. И позволю себе еще раз повториться: для задействования всех трех инструментов Армения должна освободить шею и руки от всей этой липкой «вековой дружбы» с Россией.
Что из всего этого имеем сейчас, примерно через две недели после того, как Армянский Солдат и Америка остановили войну в Армении?
Консолидированная позиция международного сообщества, в частности, Вашингтона, Парижа, Лондона, Нью-Дели, касательно необходимости вывода азербайджанских войск с территории Армении на фоне циничного заявления из Москвы о «необходимости проведения делимитации и демаркации при российском содействии», фактически оправдывающего агрессию Азербайджана — на сегодня уже свершившийся факт. Однако это в своем роде экстренная мера, далее требующая системного, институционального подхода.
Армению можно удивить только приятным, и это сделало ее руководство, проявив некоторую расторопность: экстренные рабочие визиты премьера Пашиняна в Париж и секретаря Совбеза в Вашингтон, начало диалога по повестке, включающей вопросы безопасности, способны стать выстрелом из стартового пистолета для реализации императива дня — скорейшего начала процесса стратегического разворота Армении во всех ее политиках, и в первую очередь, в политике безопасности и обороны. Да, предстоит трудное решение! Но кто сказал, что легкие решения существуют? На то и всенародный мандат для принятия этих самых трудных решений, внесения определенности в обстановке, приближающейся к региональному хаосу.
Провозглашенная повестка мира — это ведь не только разговор о мире, со ссылкой на то, что это дорога с двусторонним движением, а режим Алиева «на своей стороне дороги» занят только имитацией переговоров за столом и агрессией на земле. Это упорная работа, требующая решительности и политической воли как внутри страны, так и вовне, направленная на нейтрализацию противников мира, преодоления вызовов, создаваемых ими, устранение препятствий на пути к миру. Это также означает совместную работу и пересмотр всех «традиционных» представлений о друзьях, с которыми наличествует общность ценностей и интересов, о неприятелях, которые в нашем случае отказываются очевидные вещи называть своими именами, о врагах, которые нам желают уничтожения как государства и говорят с нами на государственном уровне на языке ненависти, обосновывая это «жизненными интересами» или «историческими», а на деле — псевдоисторическими, бредовыми претензиями. Цель же дипломатии как таковой и состоит в том, чтобы обрести как можно больше друзей, нейтральных сделать друзьями, а врагов — нейтрализовать.
А мир жизненно необходим Армении и армянской демократии: мир всеобъемлющий и долгосрочный. Россия не хочет мира, ей хочется перманентного хаоса, управляемого ею. И это единственное, что может оправдать «незаменимость» ее присутствия в регионе в нынешнем виде. И не только здесь, но и по всему периметру своих границ, ибо ее «недостаточно уважают», ей не нравится миропорядок, ей не нужен мир, «в котором нет России». Это угроза для всех, поэтому цивилизованный мир объединился и объявил ее врагом, и с путинским режимом это взаимно. И наконец, стало очевидно, особенно в случае с Арменией, что быть врагом России опасно, но быть ее «другом и союзником» — опаснее вдвойне, и руководство Армении просто обязано оградить страну от этой угрозы всеми доступными и даже недоступными способами. Самоубийственные шаги Кремля актуализировали армянскую поговорку: действительно, в Ереване и по всей Армении суббота наступила раньше пятницы.
Итак, в срочном порядке требуются практические шаги в течение считанных дней, а точнее — до 30 сентября, когда Москва объявит об итогах своего абсолютно преступного «референдума» на оккупированных территориях Украины и оформит аннексию подконтрольных ей районов Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областей.
В Европе в последний раз, в 30-е г. прошлого века, так поступал один печально известный бесноватый ефрейтор, сегодня это намерен повторить пожилой, выживший из ума, отравившийся собственной злобой подполковник-лузер, продолжение «дружбы» с которым и со страной которого — самоубийство для Армении, армянской государственности как идеи и как реальности. Поэтому за оставшиеся дни в Ереване должно быть объявлено о начале стратегического разворота, и первым шагом должно быть объявлено о решении по выходу из ОДКБ. Это вопрос жизни и смерти каждого из нас.
Агонизирующая империя должна быть изгнана из умов, из сердец, из страны, если страна не намерена погибнуть вместе с ней.