Сопровождавшаяся убийствами армянских военных, мирных граждан, захватом территорий очередная азербайджанская масштабная агрессия 13-14 сентября в очередной раз заставила Армению обратиться к союзникам по ОДКБ за военной помощью. «Армения обратилась в ОДКБ по 4-й статье, попросила в том числе и военную помощь для восстановления территориальной целостности страны», — заявил в парламенте премьер-министр страны Никол Пашинян.
Параллельно Ереван обратился с запросом в Совбез ООН с просьбой о проведении экстренного заседания в связи с агрессией Азербайджана. ООН ответил двумя заседаниями, на которых целый ряд стран озвучили адресные оценки действий Баку. ОДКБ после недельных раздумий… направило в Армению не военных, а своего генсека Станислава Зася. С целью «оценки обстановки, подготовки доклада о ситуации и выработки предложений по деэскалации конфликта».
Отдельно необходимо упомянуть об обращении Еревана за военной помощью к Москве на основе подписанного в 1997 году Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Арменией. Соответствующее решение было принято на заседании Совбеза Армении 13 сентября. Однако по сей день Москва на просьбу Еревана о помощи даже не ответила…
В момент, когда пишутся эти строки, защитники армянских границ с оружием в руках ожидают очередного азербайджанского вторжения под прикрытием «байрактаров», «харропов» и прочих результатов достижений азербайджанских нефтяных качалок. Алиевский режим продолжает скапливать силы на всех участках границы с Арменией. Начиная с фактического уничтожения армянской ПВО в ходе 44-х дневной агрессии в отношении Арцаха и Армении, тактика азербайджанской атаки остается неизменной. По словам армянских бойцов, после каждой отбитой азербайджанской атаки в небе немедленно появляются боевые БПЛА, которых за неимением зениток встречают лишь очереди из стрелкового оружия, после чего исход боя принимает предопределенный характер.
«Закрыть воздух» — вот о чем мечтает каждый армянский военнослужащий в окопах. По идее этим должна заниматься Объединенная армяно-российская система ПВО, которая охраняет воздушное пространство Армении в составе средств ПВО 102-й РВБ и частей ПВО ВС Армении. Впрочем, судя по числу потерь нашей армии и потерь наших территорий, охраняет лишь на бумаге, на той же, на которой существует и ОДКБ.
В условиях невыполнения ОДКБ, Россией, назовем вещи своими именами, собственных обязательств перед стратегическим союзником Арменией приходится констатировать факт полной неэффективности текущей архитектуры безопасности, в которой находится Армения. И вот здесь на первый план выходит необходимость безотлагательного поиска новых внешних источников обеспечения безопасности. В силу целого ряда причин представляется возможным констатировать, что подобная необходимость появилась, начиная с 1999 года. Однако с учетом Алиева, размахивающего на наших границах железным кулаком производства РФ, Турции и Израиля, на данном этапе поиск альтернативных источников безопасности уже принял безотлагательный характер.
В качестве подобной альтернативы в первую очередь представляется возможным рассматривать политический диалог с США с целью выхода на политический договор. В первую очередь в силу того, что последняя азербайджанская атака, по словам армянского же руководства, была остановлена звонками Госдепартамента США в Баку. Именно госсекретарь США Энтони Блинкен поставил на место не в меру разбушевавшегося Алиева. После чего усадил за стол переговоров, чтобы выработать мирное соглашение, Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна, за которым, по слухам, они сидят до сих пор. Таким образом, приходится констатировать, что отсутствие убийств в течение последних десяти дней на границе является заслугой США, наших ребят в окопах и уж точно не «прорабатывающего вопросы» в ереванских кабинетах генсека ОДКБ Зася.
Еще одно обстоятельство, диктующее Армении необходимость обратить взоры в поисках защиты от азербайджанской агрессии именно на Запад, — ереванские заявления спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Г-жа спикер сделала в Ереване множество проармянских заявлений, касающихся Азербайджана, Турции, признания Геноцида армян, поддержки демократии в Армении и самой Армении в целом. Процитируем лишь самый главный. «Ценность и важность нашего визита в том, чтобы услышать и понять, что США могут сделать в вопросах экономики и безопасности. И какие ожидания имеются в этих сферах. Мы также слышим потребности в сфере оборонного сотрудничества», — заявила Пелоси в Ереване.
На фоне всего перечисленного, приходится констатировать, что, хотим мы того или не хотим, но безопасность Армении де-факто уже обеспечивается США, хотя де-юре она все еще является прерогативой «бумажного» ОДКБ. Ереванские же месседжи Нэнси Пелоси позволяют предположить, что в Вашингтоне ожидают предложений Еревана в направлении того, чтобы стать гарантом этой безопасности уже де-юре. К примеру, на основе подписания между Арменией и США политического документа, аналогичного Хартии о стратегическом партнерстве США и Грузии, фактически обеспечивающей безопасность последней․
Обрисованная выше работа в унисон органов законодательной и исполнительной властей США позволяет констатировать, что ереванские заявления Нэнси Пелоси были далеко не просто словами. Прибавив к этому изменившуюся уже в Ереване повестку визита г-жи спикер, в результате чего она встретилась и с министром обороны страны Суреном Папикяном, мы сможем добавить к этой работе и Пентагон.
Итак «воздух не закрыт», алиевским беспилотникам противостоит лишь армянский воин с автоматом. Но пробивать силой «Зангезурский коридор» Ильхам Гейдарович почему-то не спешит, предполагаем, что из-за страха санкций, которые США вполне могут наложить на Алиева в случае, если он вдруг окончательно взорвется и решит пренебречь предупреждениями США. Азербайджан — далеко не Иран и Россия и даже не Северная Корея, чтобы жить под санкциями десятилетиями. Алиевская монархия не продержится под санкциями и нескольких месяцев. Поэтому продолжая бравировать на словах, на деле Алиев прекрасно осознает пределы дозволенного. И, судя по всему, экстерриториальный коридор в эти пределы не входит.
Так или иначе, но ситуация в мире и в нашем регионе продолжает меняться, и меняться достаточно стремительно. Соответственно, никто не знает, как она будет развиваться уже завтра. В текущей ситуации Армения имеет время на относительную безопасность до 8 ноября, когда в США пройдут выборы сенаторов третьего класса. И то, завершится эта безопасность 8 ноября или же продлится на срок действия политического договора между Арменией и США, в первую очередь зависит от политической решимости и воли правительства Армении. И, конечно, готовности за эту безопасность платить, приняв решение, которое ожидают от Армении Соединенные Штаты. Текущая архитектура безопасности, в которой находится Армения, полностью себя изжила. Это придает обретению альтернативы необратимый и безотлагательный характер.
P.S. Когда статья уже была готова к публикации, Министерство обороны Армении распространило заявление, в котором сообщалось, что Армения не будет участвовать в учениях ОДКБ с 26 сентября по 8 октября в Казахстане. «Принимая во внимание сложившуюся в результате осуществленной Азербайджаном агрессии ситуацию на армяно-азербайджанской границе, министерство обороны РА, исходя из поставленных перед ВС РА задач, приняло решение воздержаться от участия подразделений ВС РА в проводимых в Казахстане в рамках ОДКБ учениях», — отметили в Минобороны РА.
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.