В Армении в последнее время резко меняются настроения общества относительно безопасности, партнерства с Россией и Западом. Последняя агрессия Азербайджана и неспособность или нежелание ОДКБ отреагировать на просьбу о помощи вызвали бурю негодования среди населения Армении. Однако нужно помнить и о достаточно большой армянской общине в России, которую также прямо или косвенно касаются последние геополитические процессы. Об этом AliQ Media своими наблюдениями поделился к.и.н., востоковед, глава департамента ближневосточных исследований аналитического центра ARDI Lab Сергей Мелконян.
Как вы считаете, как армянская община восприняла мобилизацию в России для участия в украинской войне?
Армянская община не совсем однородна. Поэтому говорить о какой-то единой реакции не приходится. Например, есть общины, которые традиционно проживали на территории России (скажем, на юге), есть диаспоры, которые начали формироваться после распада СССР. Разный уровень интеграции, политических предпочтений привел к формированию разных позиций. Например, с начала событий в Украине армяне-граждане России принимают активное участие в них (например, Андраник Саркисович Гаспарян был удостоен звания Героя России). Однако происходящее сегодня в Армении привело к осознанию, что историческая Родина стоит перед лицом исчезновения. Поэтому фактически появился выбор: воевать в Украине, где у России большие шансы на победу, или помочь Армении, у которой шансов на выживание очень мало. Многие решили отдать предпочтение второму варианту. Однако есть достаточное количество армян диаспоры, которые продолжают выполнять боевые задачи в Украине как в качестве добровольцев, так и среди тех, кого мобилизовали.
В Армении растет недовольство ОДКБ и отношением России, все чаще звучат требования выйти из состава организации. Что вы об этом думаете?
Что касается выхода из ОДКБ. Данная организация действительно многократно себя дискредитировала отсутствием четкой позиции в период агрессии в отношении Армении — одного из государств-членов. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности пребывания в данной организации. В то же время выход из нее создает военно-политический дисбаланс в пользу Турции и Азербайджана: у Армении более не будет союзнических отношений в военно-политической сфере, что даже формально выступает сдерживающим фактором. Более того, выход Армении из ОДКБ открывает двери для вступления в нее Азербайджана (этот вопрос хотя и не стоит на повестке дня в Баку, но впервые у него появится такая возможность). Таким образом, уже все ОДКБ будет настроено против Армении в юридическом смысле. В то же время сам выход из организации не приносит никакой пользы, но может навредить. В такой дихотомии пребывает Ереван сегодня. Но важно другое: подобная повестка (выход из ОДКБ) призвана решить другую задачу: назначить внешних виновных за очередные провалы, в то время как ситуация на границе остается напряженной.
Во время 44-дневной войны из России постоянно приходила помощь: одежда, лекарства, разные принадлежности для служащих. Многие приезжали, чтобы помочь. Есть ли сейчас какие-то инициативы, о которых вы знаете?
Есть подобные инициативы, но они более локальны и инициированы из Еревана за счет личных контактов с представителями диаспоры. В 44-дневную войну же основные инициативы исходили из самой диаспоры. Разница в том, что руководство в Ереване до сих пор не квалифицирует происходящее как войну, не мобилизует ресурсы (в том числе диаспоральные). Поэтому в диаспоре может сложиться ложное ощущение, что вся ситуация под контролем.