Кадры с демонстрацией пещерной дикости солдат армии противника закономерно затмили собой шкалу приоритетов Армении, но не изменили ее. С другой стороны, это не какой-нибудь эксцесс, а прямое и неизбежное следствие централизованной «воспитательной» работы, проводимой криминальным режимом Алиева внутри страны, где у граждан могут быть только два права — права водительские и право ненавидеть все армянское, от букв до людей. Тем не менее, другими соседями на востоке Господь нас не одарил, стало быть, работать нужно с тем, что есть, и, конечно, добиваться правосудия и ответственности. Пришло время полностью завершить законодательное признание юрисдикции Международного уголовного суда в Гааге, и пусть все иски по военным преступлениям будут разбираться именно там. Это опытная инстанция, за плечами которой — декриминализация Балкан, очищение многих стран от военных преступников, садистов и разных моральных уродов, что способствовало установлению мира в регионе и открытию перспектив для евроинтеграции. Специалисты этого учреждения уже работают в Украине, в местах, где российские «мясники» в погонах совершили массовые преступления против человечности, и, скорее всего, именно этот суд свершит правосудие после неизбежного краха путинского режима…
А нам сейчас нужно работать, хладнокровно и прицельно, со знанием, пониманием и учетом причинно-следственных связей, складывающихся «обстоятельств непреодолимой силы», которые с возрастающей мощью создают доблестные Вооруженные силы Украины, перемалывая и выплевывая военную машину Путина. Это, безусловно, в интересах Армении, и требует от нас эффективной реализации открывающихся возможностей во благо нашей свободной страны и региональной безопасности.
Переговорный процесс с Азербайджаном в целом и состоявшиеся накануне в Женеве переговоры в частности (по сведениям азербайджанской стороны, 8-часовые (!!!)), сами по себе уже являются фактором сдерживания режима Алиева в рамках неких обязательств и приличия. Однако очевидно, что это крайне зыбкий фактор, способный разве что на краткосрочный эффект. Однако, судя по данному сообщению, если переговоры длятся 8 часов, они не могут быть «ни о чем», а свидетельствуют о том, что все же состоялся предметный разговор между министрами и их командами (опять-таки судя по фотографиям). А «плотность», с которой координированно вовлеклись в переговорный процесс Шарль Мишель и Филип Рикер, позволяет заключить, что предметный разговор обязательно будет продолжен. Ведь в отличие от России и Европа, и Америка заинтересованы в долгосрочном и всеобъемлющем решении вопроса, преодолении фрагментации региона. И абсолютно очевидно, что при такой перспективе и в таком регионе нет и не может быть необходимости в «незаменимой роли России» в том виде, в котором эта, с позволения сказать, «роль» имеет место быть. А это уже большой бонус для Армении. Объективно — для Азербайджана тоже, более того, в долгосрочной перспективе — для региона в целом.
Фактически, своей двурушнической и манипулятивной, лицемерной и циничной политикой, нацеленной на гибридное «обнуление» обеих сторон неурегулированного конфликта для подготовки к поглощению в рамках «русского мира», Россия обнулилась сама, обнажив весь блеск и всю нищету своих неуемных амбиций, выставив себя за обочину переговорного процесса в целом, в условиях невозможности функционирования формата тройного сопредседательства Минской Группы ОБСЕ — единственного, наделенного международным легитимным мандатом.
Слитый в армянской прессе перечень азербайджанских «хотелок», представляющих собой откровенное оскорбление разума и неприкрытое желание ликвидации армянской государственности, не имеют ничего общего с международным правом, даже с теми «пятью пунктами Баку», которые были озвучены ранее. Все это, конечно, будет нивелировано и «отрихтовано» под прессом американо-европейского скоординированного посредничества в переговорном процессе параллельно с эрозией российского фактора. Однако важно, чтобы разговоры о повестке мира, о которой говорит официальный Ереван, были подкреплены шагами навстречу партнерам, в отношениях с которыми зафиксирована общность ценностей и интересов. И это явно не про Россию ни по ценностям, ни по интересам, не про Россию, которая не только не желает/не может, что одно и то же, решать проблемы, но и «поручает» режиму Алиева самую грязную работу по реализации ее имперских интересов в регионе, не про Россию, которая создает конфликты, а не разрешает их, не про Россию, которая и есть проблема.
Исторические успехи украинской армии на фронте меняют в корне всю ситуацию на постсоветском пространстве, открывая перспективу утверждения построссийского миропорядка. Готова ли Армения к таким переменам? Вопрос потребует практического ответа в ближайшее время, в частности, в тот момент, когда будет ликвидирована российская группировка на Правобережье Днепра и падет оккупированный Херсон, когда после Лиманского бардака и позора будет реализован глубокий прорыв в оперативную глубину российских войск на Востоке Украины, когда станет ясно — выдержит ли режим Путина такую политическую «перегрузку» или же нужны дополнительные обстоятельства, чтобы агонизирующий в безумии гигант на глиняных ногах рухнул под собственной тяжестью — тяжестью великодержавной спеси и системного паралича.
7 октября 2022 года день рождения Путина, и хозяин Кремля решил собрать «неформальный саммит СНГ», созвав «с окраин» всех лидеров постсоветских стран. Судя по российским пабликам, визит в Москву не подтвердил только премьер Пашинян. Что ж, после отмежевания от Самарканда это, безусловно, правильное решение, надо продолжать в том же духе. Добро начинается с отмежевания от зла. И не виновата Армения в том, кто в настоящее время это зло нынешнего века воплощает.