Говоря о расстреле армянских пленных азербайджанскими солдатами, спецпредставитель ЕС по кризису на Южном Кавказе и в Грузии Тойво Клаар отметил, что эта жестокость пока нуждается в подтверждении. Он также намекнул, что армяне тоже зверствовали, поскольку армяно-азербайджанский конфликт оставил глубокие раны с обеих сторон.
Это заявление разочаровало армянскую общественность. Хотя повода для разочарования нет. В условиях приближающейся зимы Европа сильно зависит от азербайджанского газа и нефти.
Совесть — индивидуальное восприятие. В Европе найдутся рядовые граждане, которые подумают: «То, что сделали азербайджанцы — бесчеловечно». В политике, однако, нет понятия «бесчеловечно». Геноцид армян бесчеловечен, если исчерпались все другие способы довести до турок что-либо. Нарушения прав женщин в Афганистане бесчеловечны, пока «Талибы» не нашли общий язык с Западом по другим, не связанным с женщинами, вопросам. То же самое относится и к Ирану. Спросите русских, являются ли расстрелы и убийства женщин в Афганистане бесчеловечными? Конечно, нет! Кто скажет, что попирание человеческого достоинства в Северной Корее является проблемой для Китая, России, большинства африканских и многих других стран?
Нет ничего предосудительного и в оценке жестокости азербайджанцев представителем ЕС. Тойво Клаар представляет институт, он говорит институциональными устами. Дугин же после смерти дочери не поймет, что означают действия России в Украине? Дугин будет защищать аннексию украинских земель еще более фанатично, потому что он положил на плаху общего дела свою дочь.
Совсем другое дело, если бы стрелявшими в распространённом видео были армяне, а пострадавшими — азербайджанцы. В отношении армян оценка Тойво Клаара была бы более конкретной и адресной.
По крайней мере, в эту зиму армянам Европе предложить нечего.
Армения является членом ОДКБ, хотя и в статусе обиженной. Мы — демократическая страна, но пока что нет повода играть с нами в политику. В отношениях с Турцией доминирует позиция Турции, в отношениях с Азербайджаном — позиция Азербайджана. Единственный инструмент, который, к радости Европы, все еще находится в наших руках — Мегринский коридор, который русские хотят перехватить у них, а мы все еще сопротивляемся. Но эта тема вряд ли согреет европейцев предстоящей зимой. Следовательно, ракурс сохранится, то есть будет вопрос, кто меньше зверь: мы или азербайджанцы?