Чего хочет Россия от Армении?

aliq

«Желания России в нашем регионе вписываются в цепочку ее глобальных желаний, а Армения и Карабах являются звеном в этой цепи», — пишет Armtimes.com.

Россия хочет от Армении почти того же, чего хочет от Украины: чтобы она стала частью Союзного государства Россия-Беларусь или частью России. И если в случае с Украиной РФ для получения результата использует российские и, возможно, белорусские войска, то в случае с Арменией она использует российские войска, дислоцированные в Азербайджане и в какой-то мере в Армении.

Смысл действий таков: показать уязвимость безопасности Армении, чтобы последняя подала заявку на вхождение в состав Союзного государства Россия-Беларусь. Развитию этой логики способствуют агрессивность Азербайджана, инертность российских войск, дислоцированных в Армении, политическая инертность России, невыполнение обязательств по поставкам вооружений в Армению. Последний пункт использовался и ранее, например, до и после войны 2016 года. Армения должна быть максимально уязвимой, чтобы как можно теснее обнять Россию.

Карабахский аспект также является частью этой логики, с небольшим отличием. России не нужно решение нагорно-карабахского вопроса: он должен оставаться нерешенным и служить рычагом воздействия как на Армению, так и на Азербайджан. Это стремление было краеугольным камнем установившегося десятилетиями статус-кво в зоне нагорно-карабахского конфликта, и, исходя из этого, в политике Армении можно было бесконечно продолжать переговоры. Так длилось до 2011 года, после чего Россия шаг за шагом пришла к необходимости изменить статус-кво.

К подобному выводу Россия пришла не потому, что хочет решить нагорно-карабахский вопрос, а потому, что начала понимать, что сохранение статус-кво отныне невозможно. Одной из ключевых причин является возрастающая роль Турции и ее более или менее взвешенная позиция в ходе необратимого конфликта России с Западом. Причину 44-дневной войны следует искать здесь.

Плюс к этому, в случае ожидаемого или планируемого конфликта с Западом, когда заведомо западные транспортные пути будут закрыты или, по крайней мере, поставлены под сомнение, для России было бы крайне важно обеспечить более-менее нормальную работу проливов Дарданеллы и Босфора (иначе Черное море для России стало бы обычным озером) и сухопутной связи с Западом через Турцию.

Маршрут Россия-Грузия-Турция не решит проблему новых сухопутных потоков. Из-за конфликтов в Абхазии и Южной Осетии дороги, проходящие через них, не будут открыты. А Верхний Ларс работал в перегруженном режиме еще до украинского конфликта. Поэтому использование оси Армения-Азербайджан было бы эффективным решением этого вопроса.

Именно поэтому «план Лаврова» по нагорно-карабахскому вопросу предусматривал передачу южных районов Азербайджану, чтобы освободить от препятствий трассу железной и автомобильной дороги Ордубад-Мегри-Горадиз.

В этом смысле, несмотря на публичные заявления, Россия является основным бенефициаром коридора через территорию Армении, потому что и Азербайджан, и Турция, и Россия хотят, чтобы коридор через территорию Армении находился под контролем Российской Федерации. Существенным является последний фактор, так как автомобильная дорога проходит через территорию Ирана. Железная дорога также может быть построена через Иран.

Не очень удачный ход дел в Украине существенно усугубил установившуюся после 2011 года ситуацию, и России сложно быть гарантом статус-кво, сложившегося после 2020 года. Хцаберд и Парух — тому яркое свидетельство.

Роль Турции и Азербайджана еще более возросла, и теперь Азербайджан может стать площадкой для экспорта газа и нефти из России в ЕС.

 

@2025 – Lava Media. Все права защищены.