Астронавт: Мы обязательно окажемся на Марсе

aliq

«Когда мы только обсуждали полет в Армению, Гарик Исраелян мне говорил, что Армения — лучшее место на земле: и еда, и люди, и места. Я тут уже 24 часа и могу сказать: Гарик был прав», — это первое, что Гаррет Рейзман (Garrett Reisman) сказал на одной из первых пресс-конференций в ходе фестиваля Starmus в Ереване.

«STARMUS FESTIVAL VI. 50 лет на Марсе» объединяет музыку и науку, дает платформу знаменитым музыкантам и ученым для встреч друг с другом и широкой общественностью.

Гаррет Рейзман — бывший астронавт NASA, консультант в SpaseX и преподаватель в Инженерной школе Витерби при Университете Южной Калифорнии. Встретившись с ним в коридорах спорткомплекса им. Демирчяна через несколько дней, я не могла не спросить: «Ну как, Армения все еще самое замечательное место в мире?». «С каждым днем становится все лучше», — на бегу в лекционный зал с улыбкой бросил Рейзман. Этот человек бывал в открытом космосе — он точно знает, что говорит.

К счастью, это была не последняя наша встреча. Разговор получился немного шутливым, немного серьезным. Но, надеюсь, он заставит читателей задуматься о многом.


Вы дважды бывали в Космосе. Какой самый красивый вид Вам выдалось наблюдать во время полетов?

Это было во время одного из выходов в открытый космос. Так получилось, что у меня было немного свободного времени — такое случается очень редко, потому что обычно, когда ты выходишь в открытый космос, ты постоянно работаешь. А тут мне нужно было чего-то ждать у космической станции. Она была у меня за спиной, и я смотрел вперед, в ту сторону, где была Земля. И была ночь.

И вот, за мной огромная станция, но я держусь за нее рукой, но не могу ее видеть, она полностью у меня за спиной. И я вижу, как солнце поднимается над горизонтом — это был восход солнца в космосе.

Было неописуемо красиво, все эти цвета! Все из-за того, что когда солнце поднимается над горизонтом, атмосфера действует как призма, и получается такая радуга. И ты смотришь на эти яркие цвета, пока солнце поднимается… Это намного лучше, чем любой самый красивый закат, который я видел на Земле.

Ваши дети осознают, что Вы бывали в космосе?

Да, теперь, когда они подросли, они понимают. Они понимали и раньше, когда были помладше. Просто они думали, что папы всех детей летают в космос. Они рассказывали всем своим друзьям, что их родители тоже бывали в космосе — все их мамы и папы. Они не понимали, что это что-то необычное, что на самом деле довольно мило.

Когда в сериале «Теория большого взрыва» один из героев летит в космос, ему дают прозвище и говорят, что это обязательная традиция в NASA. Это правда? У вас тоже было прозвище?

Это правда, да (смеется). За все эти годы у меня была парочка. Наверное, дольше всего продержалось Большой Джи (Big G), хотя я не очень крупных размеров, но меня зовут Гаррет, правда? Вот меня и называли Большой Джи. Думаю, имя говорит само за себя.

Сегодня, в 21-м веке, когда наука продвинулась так далеко, люди постоянно летают в космос, в мире все больше людей верят, что Земля плоская. Как так получилось, что ученые делают не так?

Да, думаю, частично  в этом есть и наша вина. Понимаете, когда видишь лишь часть Земли своими глазами, и она кажется такой большой, можно подумать, что Земля плоская. Но если смотреть из самолета… Есть же много способов, чтобы увидеть собственными глазами, что она не плоская. Тысячи лет назад люди догадались доказать это собственным умом. Конечно, люди не занимаются такими вещами каждый день, так что я в какой-то мере понимаю, почему кто-то может задаваться подобными вопросами. Это проблема. Также находятся люди, которые не верят, что мы побывали на Луне, считают, что видео — подделка.

А это была подделка?

Нет (смеется). Но я принял эти заявления почти как комплимент. Получается, мы сделали что-то настолько сложное, что люди до сих пор не могут поверить, что это действительно могло произойти. Так что спасибо всем, кто считает, что это невозможно. Это только доказывает, насколько потрясающую вещь мы сделали.

Но настоящая проблема — в распространении теорий заговоров. Плоская Земля. Я раньше думал, что это даже немного мило. Почти. Почти мило. И теперь есть люди, которые думают, что полет на Луну — обман, что Земля плоская, а еще они думают, что в вакцинах есть микрочипы, что есть пиццерии, где детей подвергают насилию. Они думают, что есть небольшая группа людей, которая управляет миром. Такие теории заговоров крайне опасны.

Сейчас, благодаря социальным сетям, они набирают еще большую силу, разрушают общество и приносят настоящий вред, потому что люди живут в мирах, не имеющих ничего общего с реальностью. А правительства используют это, чтобы управлять людьми, и это очень опасно.

Так что когда люди говорят, что Земля плоская или мы не бывали на Луне, мне уже кажется это совсем не милым. Думаю, это часть очень опасной болезни нашего общества, и нам нужно с ней что-то делать, иначе это может привести нас к очень мрачным последствиям.

Вы верите, что Илон Маск приведет человечество на Марс?

Да. Не знаю точно когда, но именно для этого он основал свою компанию. И сейчас не только SpaceX работает над этим. NASA тоже хочет полететь на Марс. И я уверен, что китайцы тоже хотели бы однажды полететь на Марс. Так что я думаю, что в конечном итоге мы там обязательно окажемся.