Раффи живет в Армении уже много лет и участвует во многих волонтерских проектах, различных программах, нацеленных на развитие Армении. В городе Туманян он реализовывает свой авторский проект — развивает музей спичечных коробков. Поколения постарше, вероятно, помнят, насколько яркими и красивыми они могли быть, и музей с радостью готов взять их в объятия ностальгии. Но и молодым будет интересно посмотреть, как стильно раньше люди поджигали газ на плите.
Как к Вам пришла идея открыть такой музей?
Как-то в интернете я рассматривал разные советские вещи и случайно набрел на коллекцию 30 тысяч советских спичечных коробков. Я был потрясен разнообразием дизайнов и начал искать коллекционеров спичечных коробков. И вот я смотрю на эти красивые коробки и думаю: вот если бы у меня была эта коллекция, я мог бы ее повесить сюда, мог бы поставить в красивую рамку. И я купил несколько коллекций, которые мне понравились. Тогда я не представлял, как их можно использовать, но это было по-настоящему круто. Я просто начал их коллекционировать. В итоге я нашел это здание пустого музея, в котором была только мебель и вывеска. Это небольшое здание, и спичечные коробки тоже малюсенькие — это было идеальное решение. У меня еще десятки тысяч невыставленных коробков, но несколько коллекций мы все же выставили, так что у людей есть представление, о чем этот музей.
А как Вы нашли это место?
Я много лет посещал монастырь Кобайр, расположенный близ города Туманян, начал изучать это место, расспрашивать, так и узнал об этом музее.
А Вы сами постоянно живете в Армении?
Да, мы живем в Ереване.
В коллекции есть серия, которая Вам нравится больше других?
Если смотреть по странам, думаю, японские дизайны — мои самые любимые, они просто невероятны. Есть дизайны в стиле 60-х и 70-х гг., они мне тоже очень нравятся. Также у меня есть еще не выставленный большой коробок из Османский империи от Тирана Бабаяна. Не верится, что мне повезло найти его и купить. Нужно обязательно выставить его, чтобы люди могли посмотреть, порадоваться — он несет в себе некое армянское наследие.
В Вашей коллекции есть разные игры, специальные серии. Люди вкладывали огромный труд в создание спичечных коробков, просто с ума сойти!
В этом плане, мне кажется, мы действительно что-то потеряли, потому что у нас не осталось ничего от той культуры, которая была до создания зажигалок, когда люди пользовались маленькими коробочками с картинками. Сейчас у нас все в телефоне, в инстаграме. Все недолговечно. А раньше мы держали вещи в руках, владели ими, собирали. Были серии коробков, которые складывались в пазлы, были игры, необычные дизайны. И можно было купить одну картинку, в следующий раз — другую, их можно было коллекционировать. Это была красота у тебя в руках, не нужно было копаться в папках в телефоне. Мне кажется, это хоть и маленькая, но все же потеря для нас.
Я согласна. Поговорим про брендированные товары. Кто занимается их дизайном, и как Вы пришли к этой идее?
Да, тут интересный дизайн. Думаю, в первую очередь, это весело, необычно, людям может понравиться. Ты идешь такой в футболке, и все смотрят на тебя, а там мелкий текст: «Музей спичечных коробков». Дизайн мы взяли со старых спичечных коробков, он показался мне идеальным. На нем есть и спичка, и огонь, и как бы петушок. Очень привлекает внимание.