9 октября состоялась жеребьевка Евро-2024, по итогам которой футбольная сборная Армении оказалась с Турцией в одной группе. 25 марта 2023 года в Ереван прибудет турецкая сборная. Ответная игра запланирована на 8 сентября 2023 года.
Сборные Армении и Турции ранее встречались в сентябре 2008 г. и в октябре 2009 г. в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 г. На играх сборных присутствовали тогдашние президенты Армении и Турции Серж Саргсян и Абдулла Гюль. Тогда встречи и переговоры лидеров двух стран во время футбольных матчей получили название «футбольная дипломатия». Были подписаны Цюрихские протоколы об установлении дипотношений и развитии армяно-турецких отношений. Однако процесс урегулирования армяно-турецких отношений был заморожен. Армения и вовсе отозвала протоколы из парламента в 2015 году.
Удастся ли использовать футбольные встречи во второй раз и добиться успеха в армяно-турецких отношениях, или между двумя странами есть такие непреодолимые разногласия, которые препятствуют установлению отношений?
«Вероятность повторения футбольной дипломатии зависит от позиции Турции — откажется ли Турция от политики предварительных условий или продолжит выдвигать требования», — заявил AliQ Media академик НАН Армении, тюрколог Рубен Сафрастян.
По его мнению, процесс урегулирования может быть успешен только в том случае, если Турция будет общаться с Арменией как с равным партнером. Урегулированию армяно-турецких отношений препятствуют требования, которые выдвигает Турция, считает он.
«Турция всегда выдвигала предусловия для нормализации отношений с Арменией. До 44-дневней войны эти требования заключались в отказе от международного признания Геноцида армян, признания Карсского договора, то есть признания территориальной целостности Турции в ее современных границах, а также в отказе от поддержки Арцаха. Теперь к ним добавились еще два требования — признания Арцаха в составе Азербайджана и предоставления экстерриториального коридора между Азербайджаном и Нахиджеваном», — отметил он.
В урегулировании армяно-турецких отношениях играют роль и Россия, и США, однако сам процесс протекает без участия третьей стороны, добавил тюрколог.
«Начало переговорного процесса получило поддержку и России, и западных держав. Еще до начала этого этапа переговоров Армения желала, чтобы Россия стала посредником. Но Турция решительно отвергла намерения привлечь к процессу третью сторону», — сказал Сафрастян.
Он полагает, что если в следующем году Эрдоган проиграет выборы и к власти придет оппозиция, которая представлена кемалистскими силами, в армяно-турецких отношениях не будет изменений.
«Кемалисты не являются сторонниками урегулирования отношений с Арменией. В целом, кемалистская Турция будет придерживаться более осторожной политики, но подвижек в армяно-турецких отношениях не будет», — подчеркнул тюрколог.
Вероятность новой футбольной дипломатии зависит от общей геополитической ситуации в мире, предположил Сафрастян.
«В прошлый раз интересы России и Запада в какой-то степени совпадали. На церемонии подписания в Цюрихе, если вспомним, присутствовали, в частности, глава МИД России и госсекретарь США. Сейчас обстановка в мире быстро меняется, и пока такое сложно представить», — пояснил он.
Политолог Александр Искандарян отметил, что футбольная дипломатия предусматривала установление дипотношений и открытие границ без предусловий. По его словам, идея футбольной дипломатии состояла в разделении интересов Турции и Азербайджана.
«Была предпринята попытка сделать невозможной или менее возможной войну в Арцахе 2020 года, чтобы Турция в отношениях с Арменией руководствовалась собственными интересами, а не интересами Азербайджана. Тогда это не получилось, процесс сорвался, и не из-за Армении. Хотя в Армении было противодействие, но это было противодействие отдельных интеллектуалов, журналистов и политических партий. Власти ратовали за урегулирование отношений. Процесс сорвала Турция. Срыв стал результатом, в огромной степени, лоббинга Баку. Баку лоббировал предусловия, и чтобы они были связаны не с Турцией или не только с Турцией, но и с Азербайджаном», — заявил Искандарян AliQ Media.
Сейчас процесс урегулирования отношений внешне схож, хотя нет того международного участия, которое было в Цюрихе в 2009 году, считает политолог.
«На подписании Цюрихских протоколов присутствовали, в частности, госсекретарь США Хиллари Клинтон, министр иностранных дел России Сергей Лавров. Были спонсоры политического процесса, который сорвался. Сейчас ситуация ухудшилась после войны в 2020 году и победы Азербайджана, которого Турция откровенно и явно поддерживала. Не только риторикой, но и колоссальной военной помощью. У процесса, внешне схожего, стал иным смысл. Тогда Армению уговаривали, сейчас на нее давят. Условия, которые выдвигает Турция, это условия Азербайджана. Сегодня мы имеем иную Армению, иную Турцию и иной Азербайджан. Позиции Турции и Азербайджана стали едины, и Армения имеет дело с двумя Баку», — подчеркнул Искандарян.
«Будет ли повторение футбольной дипломатии в деталях, это неважно», — отметил он.
«Будет ли это футбол, баскетбол или керлинг, неважно, какой повод. Важно, что суть, после победы Азербайджана в войне, выглядит по-другому», — заключил политолог.
Журналист, автор аналитических материалов, специализирующийся на политических и социальных темах. Соавтор 6 документальных фильмов.