Говорят, Армения — одна из самых безопасных стран в мире. Здесь низкий уровень уличной преступности, что в совокупности с культурой гостеприимства позволяет иностранцу чувствовать себя комфортно на улице практически везде и в любое время суток.
Но многие переехавшие из России в Армению женщины думают иначе. В личном общении они говорят о частых случаях приставания на улицах, а в чатах для релокантов периодически появляются сообщения с рассказами о подобных ситуациях. AliQ Media решили пообщаться с разными женщинами из России и Армении о домогательствах и флирте, о правилах и запретах в общении между мужчинами и женщинами, о близких отношениях и сексе. В результате разговор с армянками вышел далеко за пределы темы харрасмента, поэтому мы публикуем его в качестве отдельного материала.
Четыре женщины разного возраста, семейного положения и взглядов на традиционную культуру рассказали о стереотипах, чужом мнении, способах знакомиться и сложностях в отношениях. Имена героинь изменены.
О приставаниях на улице
Лилит, 42 года, замужем, двое детей:
У некоторых мужчин здесь есть стереотипное представление, что славянские женщины доступны. Часто так думают не очень образованные мужчины, возможно, ездившие на заработки в Россию или слышавшие об этом.
Ко мне сейчас не пристают. В 90-х могли приставать, если девушка шла в мини-юбке. Что интересно — в Ереване в 70-х гг. ходили полуголые женщины, а в 90-х появилась эта новая традиционность. Возможно, потому что много людей переехали из сел.
В Армении, чтобы познакомиться, мужчина должен найти серьезный повод заговорить — помочь чем-то или приятно удивить, но не прилипать на улице.
Конечно, есть и сумасшедшие, впрочем, как и везде. У меня однажды был случай в Москве. В метро, какой-то пьяный мужик начал кричать на меня: «Ты вообще кто такая, ты что себе возомнила?». Потом резко схватил меня за капюшон и дернул так, что у меня из рук выпал торт, который я держала. В вагоне было битком народа, но никто и взглядом не повел. Могу сказать точно: такого в Армении не может быть — люди обязательно вмешаются и обидчика выведут, если не побьют.
Ани, 25 лет, не замужем:
Здесь сексуальные отношения до брака считаются чем-то запретным, но прежде всего для женщин. Люди всегда смотрят. Зачастую парни с осуждением относят к девушке, даже если она просто встречалась с несколькими молодыми людьми. Встречалась — не значит спала. А для иностранок правила не такие строгие, и мужчина, приложив минимум обаяния, может добиться близости. Но тот же самый мужчина никогда не поведет себя так по отношению к армянке.
Ко мне на улице подходили всего однажды. Мужчина выглядел приятным и образованным, но поскольку так подходить считается ненормальным, я испугалась и отказалась с ним разговаривать.
Наверное, можно найти более достойный повод, чтобы познакомиться. Но все равно я бы не согласилась общаться с совершенно незнакомым человеком. Первая мысль в голове: что обо мне подумают окружающие?
Бывает еще, кто-то выкрикивает комментарии, проезжая мимо на машине, но это уже совершенная грубость.
Гаянэ, 35 лет, замужем:
К армянкам на улице подходить непринято. Но в последние годы даже в дневное время в общественном месте мужчина может проявить очень навязчивое внимание. Непонятно, почему так происходит: ну красиво же подошел, ну, черт возьми, тебе красиво отказали, мог бы пойти спокойно сесть за свой столик. Почему ты дальше лезешь, нарываешься на грубость?
Помню, в школьные годы, когда к нам из Москвы приезжала моя наполовину русская сестра, для нее всегда было проблемой ходить по нашим улицам. Потому что мужчины при виде русской девушки думают: «Это мой шанс — сейчас и в кафе, и в сауну, сегодня я повеселюсь». Такое отношение к любой иностранке, потому что знают, что иностранка может быть более открытой и без каких-то комплексов. Нам очень не хватает легкого общения.
Агата, 16 лет, школьница:
Ко мне на улице не пристают, но я, например, не стала бы гулять поздно вечером, тем более одна, потому что в городе бывает много пьяных и ненормальных.
А если совсем незнакомый парень просто так подойдет ко мне на улице, я решу, что он сумасшедший. Но есть, конечно, масса уловок — например, парень может спросить, как пройти куда-то, а сам прекрасно знает ответ.
О том, как принято знакомиться в армянском обществе:
Ани:
Молодому человеку, чтобы познакомиться с девушкой, в любом случае нужно искать каких-то общих знакомых, друзей или соседей.
Это то, что мне очень не нравится в нашей культуре — прежде чем понять, что за человек эта девушка, парень будет расспрашивать о ней всех встречных и поперечных, даже из ее дома или района — порядочная ли?
Иногда парни вообще выбирают по внешности, не зная ничего о личности. Например, в Университете на моем факультете было много девушек и каждый раз, когда мы выходили после занятий, на улице стояли кучки парней, которые приходили туда выбирать невест. У нас в группе была девушка, которая вышла замуж за одного из таких ребят.
И мы сейчас говорим про Ереван, а в регионах Армении до сих пор существуют браки по соглашению родителей. У меня есть подруга, родители которой выбрали для нее мужа. Она совсем не хотела за него замуж, но ее заставили.
Агата:
Просто так познакомиться на улице невозможно. Вообще, для многих есть правило, что девушка не должна разговаривать с парнями и ходить куда-то одна без разрешения. Часто за девушку все решает ее брат или старшие родственники.
Еще парни здесь бывают очень высокого мнения о себе и могут унижать девушек. Часто считают, что они имеют право решать, как девушке себя вести, куда ходить, как одеваться. Для меня это совершенно неприемлемая концепция.
В любом случае, если парень хочет общаться с девушкой, он должен сначала спросить ее брата. Если тот разрешит— парень может пригласить девушку куда-то. Даже если они с девушкой давно знакомы, все равно, нужно идти и спрашивать разрешения, только так можно пригласить на свидание. А просто общаться можно в компании друзей или родственников.
Гаянэ:
Может быть, на мероприятии или в пабе для меня было бы нормально познакомиться с мужчиной. Я из поколения рокеров, которые зависали в пабах. В таком месте, где я знаю персонал, знаю хозяина, где каждый третий человек, сидящий за столом, мне знаком, я могу себе позволить познакомиться с новым человеком. Даже будучи замужем, я могу пообщаться без каких-либо последствий. В метро или на улице — нет.
Лет пять назад я летела в Европу, рядом со мной посадили мужчину, и я переборола внутренний барьер, чтобы у него кое-что спросить. Он вежливо ответил, но я думаю, он был в таком же шоке, что и я. Мы даже выпили кофе на пересадке. Но не обменивались контактами и никогда больше не общались. И я совершенно точно могу сказать, что это было ненормально.
Лилит:
Всегда нужно искать общих знакомых, либо серьезный повод. Если, например, мужчина и женщина работают в одной среде, он найдет какой-то повод, чтобы начать общение. Но так, чтобы прямо подойти с намеками на романтические отношения — здесь не принято.
В принципе, флирт на работе есть всегда. Вопрос — насколько другой человек серьезно настроен? И если тебе кто-то нравится, то как женщина ты не знаешь, как показать, что он тебе интересен. Мы ведь очень маленькое общество, и очень сложно сделать что-то, о чем никто не узнает.
Об общественном осуждении, неравенстве и стереотипах об армянках:
Агата:
Даже если вы с парнем знакомы и вас кто-то увидит вместе на улице— все равно будут обсуждать. Вообще здесь все всех обсуждают. У одной моей знакомой родители поженились только потому, что они гуляли вместе, и дядя девушки настоял на свадьбе, поскольку их слишком часто видели вместе.
В компании друзей мы все равны и каждый имеет право высказывать свое мнение. Но если вы встречаетесь, тогда совсем другая история…
Это неравенство вообще очень типично для Армении. Однажды учительница в школе велела убрать мусор и обратилась при этом к девушкам, а не к парням. Я спросила: «А разве парни не должны сами убирать за собой мусор?». Всех это так возмутило. Учительница даже воскликнула: «Может быть, у вас дома мужчины еще и посуду моют?!».
Ани:
В целом считается, что девушке не следует первой знакомиться, первый шаг должен сделать молодой человек. Поэтому девушки разрабатывают всю эту сложную систему уловок, чтобы привлечь внимание определенного парня, но не показать при этом своей заинтересованности.
Можно, конечно, придумать какую-то просьбу и самой затеять разговор. Проблема в том, как на это посмотрит армянский парень и его друзья, не посчитают ли, что девушка легкодоступна и предлагает себя?
Если парень и девушка уже встречаются и ходят на свидания, то звонить, писать и предлагать встретиться должен всегда молодой человек.
Армянка должна выглядеть незаинтересованной, недоступной. Даже если девушка влюблена и жуть как хочет написать или встретиться, ей нельзя этого делать.
И лично мне это совершенно непонятно. Мой брат рассказывает, что часто чувствует себя единственным заинтересованным лицом.
Еще бывает, что члены семьи пытаются выбрать пару своим младшим родственникам, иногда пренебрегая тем фактом, что у человека уже есть пара. И это может случится и с девушкой, и с парнем.
Гаянэ:
Мы с моим мужем познакомились на работе и дружили целый год: пили кофе в офисе и даже делились своими сердечными увлечениями. Но половина офиса считала, что мы тайно встречаемся. А когда через год мы с мужем объявили себя парой, несколько близких людей даже обиделись, сказав, что давно знали, что у нас что-то есть.
В более молодом возрасте я механически выбирала молодых людей, которых одобряла мама. Я встречалась с молодым человеком, которого очень эмоционально одобряли дедушка и мама: «Вот, это твой принц на белом коне». Но это был совершенно не мой человек. Я была так рада, что эти отношения разрушились не из-за меня. А через какое-то время я влюбилась в одного человека, начала встречаться с ним, и, несмотря на нашу сильную любовь, между нами была некая дистанция, поскольку мама его не одобряла. Тогда мамины слова влияли на меня очень сильно.
Лилит:
Все всех знают и обсуждают. Например, если женщина разведена, к ней другое отношение. Есть мужчины, которым кажется, что такая женщина доступна. У меня есть подруга, которая всегда очень хорошо и красиво одевается. К ней однажды самым наглым образом подкатил ее хороший знакомый, женатый мужчина, который решил, что раз она красива и была с ним любезна, то значит она доступна.
Женщину скорее осудят, чем мужчину. Если к женщине ночью кто-то ходит, или она бывает пьяна, живет одна и устраивает вечеринки— это поводы для разговоров. Считается плохим тоном, если девушка одна пьет в баре: значит она ищет мужскую кампанию, даже если ни на кого не смотрит. Если с подружками— то другое дело. Если ты где-то одна и смотришь на какого-то мужчину, даже если идешь по улице и просто задерживаешь взгляд, — мужчина совершенно точно решит, что ты заинтересована.
О запретах и сексе:
Агата:
В 16 лет остаться наедине невозможно. Если мы куда-то едем или остаемся на ночь, то всегда в компании взрослых или учителей. А если вам больше 18 лет, то можете куда-то поехать вместе, без взрослых, но тоже в какой-то компании — друзей или родственников вашего возраста. Вообще, все время нужно спрашивать разрешения. Мои одноклассницы должны спрашивать братьев, родителей и бабушек с дедушками, и если кто-то не разрешит им куда-то пойти, они не пойдут.
Парням тут тоже создают проблемы, но уже другие парни. Нужно все время следить, как на тебя смотрят, каким тоном к тебе обращаются, не проявил ли кто-то неуважения к тебе или к твоим друзьям. И если вдруг кто-то сделал или сказал что-то неприятное, то начнется потасовка и драка. Если кто-то проявил к тебе неуважение, а не ответил — ты считаешься лузером.
Гаянэ:
Не может быть, чтобы люди встречались много лет и не хотели близости. Но здесь очень силен родительский контроль. Иногда парень так влюблен в девушку, что ему мешают стереотипы: «это святое место» и так далее. Он не может себе позволить. Это тот же самый родительский контроль, только в голове. Гражданские браки в Армении также не приняты.
В моем окружении у женщин больше возможностей, чем в кругу общения, скажем, мастера по маникюру. Для нас чужая личная жизнь не подлежит обсуждению. Среди моих знакомых есть люди, у которых давно длится брак, и я иногда могу заметить неравнодушие мужчины к какой-то девушке или вижу, как жена с кем-то флиртует, и им обоим это кажется нормальным. Но, наверное, это не типично армянская история.
Ани:
Одна из моих сокурсниц встречалась с ее нынешним мужем почти 5 лет, и у них не было сексуальных отношений. Во всяком случае, у нее не было. Но в этой истории огромную роль играла ее мама, которая полностью руководила поведением своей дочери.
Если у пары был секс, и они потом женятся — это одно. А если расстанутся и люди станут обсуждать, то не всякий армянский мужчина посчитает такую девушку достойной.
Конечно, в Ереване много семей, которые смотрят на вещи иначе. Но очень часто семья давит и на девушек, и на молодых людей. Иногда даже коллеги начинают давить.
В результате многие оказываются в браке с нелюбимым или неподходящим человеком. При этом и развод в такой ситуации имеет высокую цену. Потому что окружающие и семья могут открыто осуждать. Так что счастливые отношения здесь — это не результат опыта, а скорее везение.
Лилит:
Если армянка встречается с парнем, то все родственники в курсе их отношений и с сексом все очень непросто. Если в паре возникает интимная связь, родители могут начать настаивать на женитьбе, в том числе и родители парня.
Поэтому у нас все ходят озабоченные — и мужчины, и женщины. В Армении сексуальной революции как таковой не было. О сексе мало кто говорит открыто, особенно среди женщин. Есть только Люси Кочарян, которая ведет передачу на радио и говорит о таких вещах.
Конечно, бывает, что люди влюбляются и поступают по-своему, даже уходят из семей. Одна очень известная женщина, назло родителям вышла замуж за своего шофера, родила ему сына. А потом без памяти влюбилась в одного из лучших скрипачей Армении, на 15 лет моложе, ушла от мужа и вышла замуж за скрипача.
Что касается россиянок, то я бы дала совет насчет разницы нравов. Я неоднократно наблюдала, как армянские мужчины вне Армении, желая только переспать с девушкой, очень красиво ухаживали и разводили такую бурную деятельность. А девушка с другим культурным кодом во все это верила, тогда как на самом деле для него это было несерьезно. Поэтому, если армянский мужчина не знакомит девушку со своими друзьями, с семьей и не представляет, как свою девушку — у него нет серьезных намерений.
Фотографии Никиты Сальникова
С женщинами поговорила Александра Штаерт