Президент США Джо Байден говорит, что Путин находится в невероятно сложной ситуации, если решил бомбардировками достичь капитуляции украинского народа. Байден прав. Но что мешает Путину прибегнуть к бесчеловечным мерам? По-моему, ничего. Потому что он должен сохранить лицо. Украинцы не сдаются, следовательно, надо их еще больше устрашать.
На войне используются все средства для достижения победы. Это не обсуждается. И не важно — правы они или неправы, хороши они или плохи, приемлемы или неприемлемы их действия, просто у государств, находящихся в состоянии войны, нет моральных приоритетов. Отдельно взятый русский может быть человечным по отношению к отдельно взятому украинцу, отдельно взятый азербайджанец — к отдельно взятому армянину, но государства не могут. Потому и существуют международные суды, чтобы уже потом, в мирное время, судить военных преступников.
В запасе у Путина есть еще вариант с ядерным оружием, к которому он прибегнет, когда перед собственным народом совсем потеряет лицо. Все в мире знают, что убийства, изнасилования, осквернения являются тяжкими преступлениями, но войны «делают» их приемлемыми, потому что агрессор по правилам игры победить не может.
Зверства присущи людям. Ни одно государство не поощряет зверства, но задача государств — победить, в том числе и страхом. Сегодня Путин не способен устрашать украинцев, поэтому он ввел в игру, скажем, свирепого Кадырова. Украинец все это видит. Он тоже человек, возможно, на зверство отвечает зверством. Потому что он — один и не имеет достаточной любви и добродетели, чтобы ими остановить зверства проигравших.
Азербайджанец зверски убил двух стариков в Матагисе. Даже если это зверство у него в крови, мы не можем сказать, что после этого мир станет говорить с азербайджанским государством на другом языке. Язык был и остается цивилизованным, никто не открывал новый Нюрнберг для расследования военных преступлений в нашем регионе. Каждый сражается средствами, которые есть у него «под рукой» и в «душе». Каждый из бойцов видит смерть своего товарища от вражеской пули. Сейчас такие убийства даже принято снимать и публиковать.
Война сама по себе чудовищна, а дополнительные зверства «разыгрываются», чтобы победителю было легко победить. Так что Путин действительно находится в очень сложной ситуации. Его задача — выйти из этой ситуации. Для этого в ход идут те самые средства, благодаря которым война становится чудовищной и бесчеловечной. А кто бы не поступил так на месте Путина?
Перевод с армянского