Пока внимание на прошлой неделе было приковано к Капану, где посол и консул Ирана говорили о нерушимости границ, из России на Армению надвигаются новые тучи.
Вице-премьер России и член армяно-азербайджанско-российской трехсторонней комиссии, полномочный представитель России по разблокированию региональных коммуникаций Алексей Оверчук сделал неожиданное, если не шокирующее заявление, которое можно рассматривать как шантаж.
В то время, когда открывалось иранское консульство в Капане, Оверчук на совершенно нейтральной, мало связанной с Южным Кавказом трибуне заявил:
«Сегодня на Южном Кавказе формируется перекресток основных международных транспортных коридоров “Север-Юг” и “Восток-Запад”. Сегодня Азербайджан и Иран приступили к строительству мостов на границе, которые соединят дороги двух стран и обеспечат кратчайшее и удобное передвижение между западными районами Азербайджана и Нахиджеваном. Строительство железной и автомобильной дороги через Мегри на территории Армении, суверенитет которых ни у кого не вызывает сомнений, зависит от позиции Армении. В то же время через территорию Ирана уже строится дорога в обход Армении, то есть к 2024 году будет дорога, которая позволит выйти на рынки Ирана, Турции, а позже и Европы».
Иными словами, «Зангезурский коридор», которого все время требуют лидеры Азербайджана и Турции, имеет первостепенное значение для России и ее экономических перспектив на Южном Кавказе. Фактически российские власти устами Оверчука ставят Армению перед дилеммой «или-или». Или власти Армении построят через Мегри железную и автомобильную дороги, суверенитет которых не будет подвергаться сомнению, или Армения останется вне региональных торгово-экономических проектов и «основных международных транспортных перекрестков».
В этом контексте не менее важным кажется событие, которое произошло параллельно выступлению Оверчука, открытием консульства Ирана в Капане и проходящим в Ереване заседанием межправительственного совета ЕАЭС.
Газета «Айкакан жаманак» опубликовала статью с заголовком: «Почему по территории Армении, кто основные бенефициары коридора, и почему именно коридор, а не дорога?». Отбросив в сторону личность автора и лирические отступления, отметим главный вывод, заключающийся в следующем:
«У России есть несколько вариантов получения коридора через территорию Республики Армении:
- Союзник России Азербайджан военной эскалацией ослабляет Армению до такой степени, что Армения вынуждена будет присоединиться к Союзному государству или Российской Федерации.
- Союзнику России Азербайджану в результате эскалации удается занять коридор по суверенной территории Республики Армения до Нахиджевана, контроль над которым в дальнейшем будет осуществлять Российская Федерация».
Мы неоднократно писали о том, что на нынешнем этапе Россия больше заинтересована в «казахизированной» Армении, чем в составе Союза. Следовательно, ключевым является последний абзац, согласно которому в результате эскалации Азербайджану «удается занять коридор по суверенной территории Армении до Нахиджевана, контроль над которым в дальнейшем будет осуществлять Российская Федерация».
Да, именно занять коридор, если хотите — вопреки присутствию международных наблюдателей, над которым в последний момент установят свой контроль российские силы (как во время войны 2020 года). Так, как указано в заявлении от 9 ноября.
И так, что мы имеем в итоге? А имеем открытый российский шантаж — косвенное требование дороги через Мегри, имеем безоговорочную поддержку Ирана в виде формулы «ни коридора, ни новых границ» и имеем власти Армении, которые всячески пытаются выиграть время, затянуть ситуацию, вооружиться, не сдаваться и свести на нет новый русско-турецкий региональный статус-кво.
Гор Мадоян
Перевод с армянского