Армении придется выбирать, по какому документу продолжать переговоры с Азербайджаном — пражскому или сочинскому. Параллельно вести процессы не получится. Подобное мнение выразил AliQ Media политтехнолог Виген Акопян.
Он отметил, что по итогам трехсторонних переговоров в Сочи между премьер-министром Армении Николом Пашиняном, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом России Владимиром Путиным было принято совместное заявление, которое не внесло практически ничего нового в уже существующий переговорный процесс.
В этом свете, согласно Акопяну, целью Путина на переговорах было убедить Алиева согласиться на отсрочку решения вопроса статуса Арцаха, чего ему сделать не удалось. В итоге из предварительного текста заявления, по всей вероятности, пришлось убрать два самых главных пункта — по статусу Нагорного Карабаха и дороге через Сюник.
«Из предварительной версии документа были убраны самые важные положения, которыми российский документ отличался бы от документа, который называют вашингтонским. Разница, если я не ошибаюсь, в том, что по российской версии статус Арцаха замораживается, то есть решение будет принято позже, в отличие от западного варианта. И второе, российский вариант основывается на девятом пункте заявления от 9 ноября, согласно которому будет суверенная армянская дорога, которая будет контролироваться со стороны погранслужбы России. Западный же подход исключает присутствие третьих сил на дороге», — считает Акопян.
По оценке эксперта, сочинские переговоры не только не внесли перелома в процесс переговоров, но, наоборот, еще больше запутали его. Так, теперь есть два принятых документа — пражский, подписанный Пашиняном и Алиевым при посредничестве Франции и ЕС, и сочинский. При этом подписанный в Праге документ содержит конкретные действия глав МИД сторон конфликта и комиссий по демаркации и делимитации, а также согласованный график действий, и этот документ никто не оспаривал и не отменял. А сочинское заявление содержит более неопределенные формулировки и предполагает продолжительный процесс обсуждений.
«Думаю, в ближайшие 3-4 дня мы увидим, будет ли продолжаться пражский процесс, и тогда станет понятно, что стороны идут этим путем. Хотя президент России сказал, что будет продолжать заниматься вопросом. Получается, что сейчас эти два процесса идут параллельно, но я считаю это нелогичным. Кроме того, Пашинян сказал Путину, что, подписывая в Праге документ, он основывался на московских принципах. Это не только нелогично, но и, зная содержание двух документов и принципиальные различия между ними — по вопросу статуса Арцаха и статусу дороги, непонятно, как они вообще могут совмещаться. Так что нам придется либо делать выбор, либо составлять новый документ», — считает Акопян.
По его словам, оба документа противоречат интересам как Армении, так и Арцаха. «Просто отложенное решение вопроса статуса Арцаха дает нам хоть какие-то шансы. Другой вариант ставит крест на процессе. Так что мы выбираем между катастрофическим и очень плохим вариантами», — заключил политтехнолог.