Горя нежеланием всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования в регионе, нахрапом вклинившаяся своими «инициативами» в переговорный процесс между Ереваном и Баку, Россия умножила давление на Армению.
Вначале на ровном месте из пальца был высосан «вашингтонский план». Затем организованно было осуществлено его ритуальное забивание камнями силами самой Москвы, а также здешней пятой колонны и шестой палаты. При этом всячески постарались, чтобы как можно больше камней досталось также официальному Еревану, который якобы «одобрил» якобы существующий «антиармянский план». И это в условиях отвержения якобы предлагаемого «нашим стратегическим союзником» якобы существующего «проармянского плана».
В информационной плоскости тема, конечно, находится на трудно стыкуемом «перекрестке» между политикой и психиатрией (особенно ее раздела по маниакальным расстройствам личности и тяжелым психопатиям), тем не менее, тревоги в Москве, исходя из кремлевской логики, являются обоснованными. О чем же «шумят» на берегах Москвы-реки?
«Шум» вызван тем, что в неверящей слезам Москве, наконец, решили поверить собственным глазам: рухнула «несущая конструкция» российской парадигмы, заключающаяся в том, что в «вековом противостоянии» России и Турции армяне и Армения «никуда не денутся» и будут безальтернативно уповать на «единоверную спасительницу» — Россию.
Дешевая наживка, брошенная армянству в надежде вернуть свои позиции «спасительницы», естественно, не сработала. Ведь нет «векового противостояния» с Турцией, а есть «сердечное согласие», нет «спасительницы» армянства, а есть субъект, цинично «умывающий руки» под стать Понтию Пилату, который еще и норовит подложить в качестве «компромисса» принуждение к отчуждению армянской территории ради «коридора». И это все — на поверхности. Имеющий глаза да увидит, невзирая на затулинские заклинания или прямые угрозы «судьбой Садата» армянскому руководству, если «без России» стороны пойдут на «сепаратный» мир, невзирая на аморальные спекуляции на чувстве неопределенности у арцахского армянства, собравшегося на митинге в Степанакерте, которому «подложили свинью» в виде безответственных претензий к официальному Еревану с российскими флагами в руках, тогда как собравшиеся совершенно в этом не нуждались…
Встреча в Сочи, «вопреки вашингтонскому плану», после бессмысленного онлайн-саммита ОДКБ, закончилась утешительной для Кремля «картинкой» того, что Москва «продолжает влиять», тогда как ее интерес на данный момент заключается лишь в том, чтобы просто остаться в регионе, и неважно как, тем более на фоне украинского фиаско. Как и неважно — за счет чьих интересов.
Зато нам важно понять, какие опции у Москвы для дальнейших действий. Похоже, в логике режима Путина на данный момент «наилучшим» в плане реализуемости вариантом остается тактика «ни себе, ни людям».
Естественно, на сочинском фоне стороны будут продолжать процесс при посредничестве Брюсселя — под эгидой США. Причем США — крайне необходимый участник, поскольку у ЕС важнейший недостающий элемент для полноценного посредничества — силовой фактор, без которого посредник априори не может считаться будущим гарантом соблюдения договоренностей, которых еще предстоит достичь.
Так же естественно, что Россия будет делать все возможное и невозможное, чтобы сорвать такой ход событий. Абсолютно очевидно, что Москва не хочет/не может указывать Алиеву на его вопиющее поведение, даже по таким элементарным вопросам, как освобождение пленных, вывод войск из 130 квадратных километров международно признанной территории Армении, не говоря уже про разговоры о «коридоре», о чем прямым текстом говорят и указывают и Вашингтон, и Париж, и другие европейские столицы.
Стало быть, Москве ничего не остается, как продолжать «кошмарить» Ереван пока позволяют возможности, которые обрели свойство сокращаться ввиду отчаянного положения российской армии в Украине, российской экономики и России как государства в мире. Это и есть «последняя стратегия» нашего «стратегического союзника», последняя и единственная, бессмысленная и беспощадная, как и все, что от него осталось.
На фоне сочинского фиаско ход событий не оставит выбора Еревану, кроме как просто переформатировать свои отношения с Россией, причем по всей ширине и глубине, инициировать рестарт отношений с партнерами, с которыми зафиксирована общность целей, интересов и ценностей. Это должно быть сделано быстро, транспарентно и честно, в том числе и для России, которую нужно в постоянном режиме ставить в известность касательно намерений и шагов.
Первым шагом на пути стратегического пересмотра отношений с Россией является выход из ОДКБ, который нужно объявить сразу после ереванского саммита ОДКБ с участием лидеров всех ее стран-членов. Параллельно стоит вести диалог с США, европейскими странами, с Брюсселем — по повестке безопасности и обороны, диалог, нацеленный на результат, как можно скорее.
И, конечно, к «садатовским» угрозам со стороны Затулина, а также его истерической «отповеди» касательно скандальной публикации на УНИАН – нужно отнестить со всей серьезностью. Ибо они раздаются из страны, в «послужном списке» которой убийства за рубежом с использованием радиоактивных веществ, боевых отравляющих веществ, взрывных устройств, установленных в автомобилях, внутри страны — многочисленные «нераскрытые» убийства (или «раскрытые») оппонентов. И раздаются эти угрозы в адрес страны, где пока остается нераскрытым по части организаторов уголовное дело по теракту 23-летней давности, тогда как мало для кого является секретом, кто оказался его политическим бенефициаром…
Пришло время, чтобы ради нашего всеобщего блага семимильными шагами дистанцироваться от разлагающегося тела умирающей империи, чтобы не остаться под его тяжестью. Мир идет к построссийскому миропорядку, к построссийскому Южному Кавказу, и демократическая Армения должна найти свое место в нем — благоприятной среде безопасности, в мире и с перспективами развития. Решение арцахского вопроса — здесь же, в том же ключе, без наивного упования на «чудо-спасителей», с отстаиванием своих неотчуждаемых прав, данных Богом всем людям без исключения.