После успеха в более чем десятке международных фестивалей и номинации на премию «Оскар», документальный анимационный фильм «Рассвет Авроры» показан и в Армении. Премьера фильма состоялась 3 ноября. Вероятно, это лучший повод поговорить с режиссером фильма Инной Саакян.
Фильм «Рассвет Авроры» рассказывает историю жизни Авроры Мардиганян — армянки, которая пережила геноцид, а затем сыграла саму себя в американском фильме и стала голливудской звездой.
После показа вашего фильма на стольких международных фестивалях, наконец, состоялась премьера в Армении. Это вызывает какие-то особые чувства?
Очень жалею, что меня там нет, потому что всегда хочется увидеть результат своей работы. Но я рада, что большая часть команды находится в Армении, и уверена, что они с честью представят фильм. Они имеют на это полное право, потому что кино — это командная работа, и люди, которые сегодня в Армении, работали над фильмом наравне со мной. Сейчас нам пришлось разделиться, поскольку фильм активно участвует в международных фестивалях, также я участвую в кампании по его продвижению на премию «Оскар», поэтому мне нужно быть в США. 10 ноября здесь пройдет сессия вопросов и ответов с режиссером (речь об Asian Film Festival, который проходит в Лос-Анджелесе, — ред.), потом я поеду в Амстердам, чтобы участвовать в одном из крупнейших фестивалей документальных фильмов IDFA, затем будет Black Nights Tallinn. Так что приходится быть далеко от Армении, и это действительно тяжело.
Для вас это был первый опыт работы над анимационным фильмом. С какими вызовами вам пришлось столкнуться в процессе?
Это была не только первая документальная анимация лично для меня, но и вообще в Армении. С технической точки зрения это также была очень сложная задача, мы решали тяжелейшие ребусы в процессе.
В эмоциональном плане очень тяжело делать фильм о геноциде, потому что постоянно приходится быть в этой теме, все мысли крутятся вокруг нее.
Естественно, проводишь параллели и понимаешь, что сегодня, фактически, ничего не изменилось. Да, у нас есть своя страна, но, как и сто лет назад, мы пытаемся сохранить баланс между сверхдержавами, и, к сожалению, война 2020 года и сентябрьская агрессия 2022 года постоянно напоминают, что наши раны и проблемы спустя сто лет никуда не делись.
Было крайне тяжело работать во время войны. В 2020 году мы были на самой активной стадии производства, были жесткие дедлайны в работе с международными фондами, дедлайн с телеканалом ARTE, одним из крупнейших общественных франко-германских телеканалов. Все сроки были максимально отодвинуты, работать во время войны над фильмом было просто невозможно: вся команда компании «Барс Медиа» отправилась на фронт с камерами или в качестве призывников. Все накладывалось друг на друга, поэтому полноценно не получалось работать.
И потом, когда работаешь над такой историей и понимаешь, что она произошла с девочкой-подростком (когда мы начинали работу, моя дочь была того же возраста, что и Аврора), постоянно думаешь, как могла 13-14-летняя девочка пережить все это. Эмоционально было тяжело, но в то же время это была движущая сила, которая вдохновляла работать над историей.
Вы наверняка общаетесь с армянами за рубежом. Как они реагируют на фильм?
Честно говоря, наша основная аудитория — не армяне. Конечно, я очень ценю интерес армян, считаю, что мы должны знать нашу историю, выдающихся героев, таких, как Аврора. Но для нас было важно, чтобы фильм был интересен также и не армянскому зрителю — это была главная цель. Мы знаем свою боль, у каждой семьи своя история, связанная с геноцидом, мы читаем ее в учебниках. Но наша задача состоит в том, чтобы международный зритель увидел историю реального человека, рассказанную художественным языком, и чтобы это было интересно смотреть 96 минут, чтобы они сопереживали и, почему бы нет, стали изучать тему дальше. Залы на фестивалях обычно заполнены. Я общаюсь со зрителями и вижу насколько эмоционально они вникают в тему, задают интересные вопросы. Думаю, мы справились с поставленной задачей.
Конечно, как у любого автора, появляются мысли, что можно было бы что-то сделать лучше. Каждый раз смотришь и думаешь: вот здесь надо было сделать немного по-другому, поменять сценарий, анимацию. Но в целом мы добились своей цели. Хотелось бы, чтобы фильм получил большее распространение. Было бы идеально, чтобы после фестивальной жизни были показы в кинотеатрах, а потом на телевидении, чтобы можно было охватить больше зрителей.
Каково это — участвовать в конкурсе на премию «Оскар»?
Если честно, это очень ответственно. Кампания очень сложная. Конечно, это большая честь — представлять Армению, и огромная ответственность, поскольку на одну номинацию претендует огромное количество стран. В нашей номинации 90 фильмов, есть фильмы очень знаменитых режиссеров, и с ними довольно сложно конкурировать. 20 декабря объявят 15 фильмов, которые войдут в шорт-лист, и уже в январе будут объявлены номинанты. Сейчас наша задача — войти в шорт-лист, хотя уже это — просто невероятная удача. Сейчас мы стараемся, чтобы академики кино смотрели наши фильмы и дали положительные отзывы. Те фильмы, которые получат наиболее высокий средний балл от академиков, войдут в шорт-лист. Большие студии прикладывают огромные усилия, чтобы добиться хороших результатов. Конечно, мы тоже делаем все возможное, но конкуренция очень большая. Есть очень сильные в художественном смысле фильмы, и сильные участники в плане инструментов продвижения. Но мы стараемся, как можем, и не теряем надежды. Чудеса случаются, вдруг наш фильм получит одобрение академиков.
У вас три полнометражных фильма с совершенно разными темами. Вы уже думали, о чем будет следующий фильм?
На самом деле в центре внимания каждого из этих фильмов — человек. В фильме «Последний канатоходец» рассказывается история людей, дело всей жизни которых приходит к концу (канатоходцы в Армении были в чести, ходили по разным селам и городам, показывая свои трюки. Сейчас этой профессии как таковой не существует — ред). Эти люди всячески старались сохранить свою профессию. Другой наш фильм, «Мел», рассказывает о тяжелой судьбе человека, столкнувшегося с проблемами (Мел Далузян — в прошлом Мелине Далузян, знаменитая и очень успешная тяжелоатлетка из Гюмри. После смены пола и каминг-аута он изменил имя на Мел и был вынужден уехать из Армении, спасаясь от негативной реакции общества — ред.). «Аврора» —исторический фильм, у него другой формат, но в основе опять же история человека, преодолевающего трудности и перипетии.
Также у нас есть новая тема на стадии разработки: это фильм о Норкском доме-интернате, в котором действует театральная труппа, и пожилые люди ставят спектакль. Не хотелось бы раскрывать много деталей, озвучу лишь рабочее название фильма — «Грехи Шекспира». Они ставят Шекспира. Конечно, на подобную работу уходят годы. Несмотря на нелегкую долю и наличие проблем, жители интерната полны жизни и делают все, чтобы добиться успеха, поэтому фильм в целом будет позитивный. Скорее всего, у меня будет сорежиссер.Также я думаю о работе над новым историческим фильмом в формате анимации.
Кажется, вам очень понравилось работать над анимацией.
Да (смеется). Она дает очень широкие возможности. Технически над анимацией работать тяжело, но ты получаешь такую творческую свободу, которую не дают даже художественные фильмы. Кроме того, мне нравится работать с творческими людьми, ведь фильм — это результат сотрудничества, а работать с хорошими аниматорами всегда очень интересно.
«Рассвет Авроры» — совместный армяно-немецко-литовский кинопроект. Научную и финансовую поддержку фильму оказал институт Зорян. Компании-производители: «Барс Медиа», GebruederBeetzFilmproduktion, ArtboxLaisvalaikioKlubas. Режиссер и сценарист картины — Инна Саакян, продюсеры — Вардан Ованнисян, Кристиан Битц, Юсте Михайлинайте, главный постановщик — Тигран Аракелян, режиссер монтажа — Рубен Газарян.