Часть третья
Политика РФ
В первой части цикла статей о текущей геополитической ситуации вокруг Армении мы обещали поэтапно и более подробно обратиться к интересам и целям основных внешних игроков — США, России, Ирана, Турции и Евросоюза. В этой статье содержится анализ текущих интересов РФ в нашем регионе.
Итак, для понимания интересов и целей политики Москвы на армяно-азербайджанском направлении в частности и на Южном Кавказе в целом изначально необходимо констатировать, что всеобъемлющее, окончательное урегулирование нагорно-карабахского конфликта никоим образом не исходит из российских интересов. Замораживание, сохранение статус-кво, раздел Арцаха с Турцией и Азербайджаном, что угодно, но только не окончательное урегулирование. Целеполаганием подобной политики РФ с 1991 года является стремление удерживать под собственным контролем Армению и Азербайджан посредством сохранения карабахского конфликта в управляемом состоянии.
Необходимо отметить, что до поры до времени, а именно до 9 ноября 2020 года, Москва достаточно успешно реализовывала подобную политику. Дав отмашку на азербайджано-турецкую агрессию в отношении Арцаха и Армении, президент Путин собственноручно дал в руки Алиеву козырь, позволяющий последнему заявлять об «окончательном решении карабахской проблемы». Разумеется, в своем, алиевском понимании.
Новые реалии
В реальности карабахская проблема все еще далека от решения. Но надежда Путина еще более укрепиться в Арцахе с помощью размещения там очередной российской военной базы натолкнулась на результаты его собственных действий в другой точке постсовка — в Украине. По итогам раздела Арцаха между Россией и Турцией два остальных сопредседателя Минской группы ОБСЕ США и Франция, по сути, от урегулирования карабахской проблемы были отстранены. И именно вторжение РФ в Украину вернуло Запад в регион, откуда он был отстранен совместными усилиями РФ, Турции и Азербайджана.
В результате между РФ с одной стороны и США с Евросоюзом — с другой, развернулась активная геополитическая конкуренция за Южный Кавказ в целом и за модерацию армяно-азербайджанских отношений в частности, в которой Москва пытается отстоять захваченные в 1991-м и укрепленные осенью 2020-го позиции, сохранив за собой модерацию армяно-азербайджанского урегулирования, и самое главное — тлеющий под ее миротворчеством в неурегулированном состоянии арцахский конфликт. Запад, в свою очередь, активно пытается тот же конфликт урегулировать, начав с подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном и закончив окончательным урегулированием конфликта. К сожалению, в рамках территориальной целостности Азербайджана. Последнее позволит Западу убрать российских военных, читай Россию, сначала из Арцаха, а потом и из Армении.
Зангезурский кейс
Второй важной целью текущей политики РФ в направлении армяно-азербайджанского кейса с участием Турции является т.н. «Зангезурский коридор». В Москве его предпочитают называть коммуникацией, но его коридорная суть от этого совершенно не меняется. Важно подчеркнуть, что еще в августе текущего года ФСБ России направила в Ереван письмо с просьбой-требованием, внимание, — «определить координаты, по которым будут проходить ограждения коммуникации между Азербайджаном и Нахичеваном» в районе села Нрнадзор в Мегринском районе Сюникской области Армении «в соответствии с положениями Трехстороннего заявления от 9-го ноября 2020 года». Получив в ответ из Еревана недоумение и требование разъяснений, из Москвы прислали второе письмо, в котором была убрана лишь ссылка на бумажку от 9 ноября.
В ответ на отказ Еревана «определить координаты» Москва дала «зеленый свет» на очередную азербайджанскую агрессию в отношении Армении, жертвами которой стали более двухсот армянских военнослужащих, а мишенью — 36 населенных пунктов в Армении. Невероятно, но факт — 13 сентября на российских базах ФСБ в Сотке и Сюнике не оказалось ни одного военного. Все они были заблаговременно выведены с опасных для жизни рубежей. Еще один печальный для нас факт — 13 сентября неожиданно перестала работать объединенная система ПВО Армении и России. Хотя до этого министр обороны Армении Сурен Папикян дал приказ привести ее в состояние полной боевой готовности…
Ни для кого не секрет, что главной мишенью и целью азербайджанской атаки на Армению был именно экстерриториальный «Зангезурский коридор». Его главным бенефициарием, вне всяких сомнений, является Турция. Азербайджан же играет роль ведомого, хотя откусывание от Армении еще одного куска территории совершенно не противоречит алиевским планам.
Россия во всей этой коридорной логике преследует собственные цели. В первую очередь, желая договориться с «турецким другом Эрдоганом» в очередной раз разделить армянские земли. Первый раздел в постсоветский период стратегический союзник Армении провел в 2020 году, разделив Арцах с Турцией. Теперь Путин стремится совершить второй этап давнишних договоренностей с «другом Эрдоганом», разделив уже территорию Армении.
Мотивация Москвы здесь следующая:
А) Установив собственный контроль над экстерриториальным коридором через территорию Армении, Путин получит дополнительный рычаг для влияния на «друга Эрдогана и друга Алиева».
Б) Получит возможность единоличного контроля всех турецких грузов на центрально-азиатском направлении, что позволит Москве избежать перспективы накачивания данного региона в «зоне ответственности ОДКБ» турецким — натовским оружием, соответственно, будущего подрыва под собой очередной заложенной собственноручно мины.
В) Окончательно ослабит/возьмет под контроль Армению с последующим затаскиванием ее в Союзное государство.
Г) И самое главное: выполнив обещания перед турецко-азербайджанскими друзьями, Путину удастся добиться их согласия на уход из региона Запада. Которому после фактического уничтожения армянской государственности в этом регионе просто будет нечего делать.
Продолжение следует
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.