Грузинский политолог Гела Васадзе в интервью AliQ Media комментирует последние события, тренды и импульсы южно-кавказской геополитики. Делится собственным видением роли России, Украины, США в процессах между Арменией и Азербайджаном.
Судя по максималистской риторике лидеров Армении и Азербайджана последнего, постсочинского периода, создается впечатление, что в Сочи с подачи президента РФ были достигнуты негласные договоренности ни о чем не договариваться в формате урегулирования Брюссель — Вашингтон. Или же Вы усматриваете в происходящем иное объяснение?
И да, и нет. Ведь что, по большому счету, сделал Путин. Он предложил не торопиться и все-таки посмотреть, чем закончится война в Украине. Обстоятельства непреодолимой силы между Арменией и Азербайджаном никуда не делись. На земле Россия продолжает оставаться практически единственным внешним игроком.
Армении в любом случае необходим период для переформатирования своей системы безопасности, Азербайджану нужны твердые гарантии того, что признание территориальной целостности в мирном договоре не будет иметь двоякого толкования, Иран пытается заполнить вакуум силы на Южном Кавказе, ну а позиция России тем более понятна — не допустить своего вытеснения с Кавказа. Поэтому мы имеем то, что имеем.
Оцените, в этом свете, вероятность подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, как это было заявлено в Вашингтоне, до конца года.
А это зависит от глубины интереса Соединенных Штатов к этому вопросу. Выборы закончились, и сейчас не нужны никакие имитационные действия. Если у Вашингтона есть интерес прекратить конфликт — они это сделают. Ресурсов на это у них точно хватит, как и на то, чтобы успокоить стороны и дать соответствующие гарантии. Но если для Вашингтона этот вопрос непринципиальный, они предпочтут предоставить региональным игрокам разбираться между собой с возможностью вмешаться в любой момент. Учитывая, что региональные игроки здесь Россия, Иран и Турция, возможностей для маневра у американцев более чем достаточно.
Какую роль Вы отводите сегодня ситуации в Украине и вокруг нее, перспективам ее развития в формировании региональной безопасности на Южном Кавказе. Судя по всему, после сдачи Херсона ситуация вошла в режим ожидания…
Роль событий в Украине несомненно решающая, именно эти события радикально ослабили практически единственного монополиста на земле и лишили Россию главного компонента — монополии на применение силы. Более того, сейчас возникла вероятность каскадного обвала российской государственности, а это означает и исключение российского фактора со всеми вытекающими последствиями. Но даже если этого не произойдет в ближайшее время, процесс неизбежного дальнейшего ослабления России уже наложил определенный отпечаток на ситуацию в регионе. США предпринимают и будут предпринимать усилия по вытеснению России из южно-кавказской политики независимо от того, заменит ли ее кто-то или возникнет вакуум силы.
После тбилисских переговоров глав МИД Азербайджана и Армении по согласованию дальнейших шагов к мирному урегулированию, не так давно в СМИ появился достаточно мощный информационный вброс о чуть ли не готовящемся к подписанию в Тбилиси мирном договоре между Арменией и Азербайджаном. Поделитесь Вашим видением подобных перспектив.
Здесь вопрос стоит немного по-другому: насколько у Пашиняна и Алиева есть сегодня возможности идти против желания РФ на двусторонние переговоры и решать вопросы напрямую, к чему, кстати, призывают и Штаты. Пока я такой перспективы не вижу, но оговорюсь, только пока, так как в будущем это неизбежно. И это будущее будет все реальнее и реальнее по мере ослабления России.
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.