Похоже, подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном не просто замораживается, но и откладывается на неопределенный срок. Первые сигналы пошли из Сочи, когда было объявлено, что обе стороны принимают и ценят присутствие российских миротворцев, легитимизируя этим существование конфликта и неразрешимые проблемы.
До встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне как сторона организатор, так и некоторые слои армянского общества надеялись на положительную динамику. Однако ситуация изменилась коренным образом, причем со странным развитием событий.
Спустя несколько дней после этой встречи Ильхам Алиев в своем выступлении в Шуши, а затем и Никол Пашинян резко обострили свою риторику. В Шуши Алиев специально в военной форме и с воинственной риторикой угрожал как Армении, так и ее «покровителям».
«Азербайджанская армия сейчас сильнее, чем два года назад, и это должны знать все. В Армении поднимают голову реваншистские силы, и Баку должен быть готов к отражению враждебных действий», — заявил Алиев, напомнив при этом, что «основные стратегические высоты армяно-азербайджанской границы находятся под контролем Баку, и Армения должна понимать, что это значит».
Ответ армянской стороны не заставил себя долго ждать. На следующий день на заседании правительства премьер-министр Пашинян заявил: «Алиев не только угрожает, но уже готовит геноцид армян Нагорного Карабаха».
Термин «геноцид» у нас имеет абсолютную значимость и подчеркивает «заряженные сильным смыслом» явно негативные настроения. Разговоры о геноциде можно интерпретировать как указание на невозможность переговоров с Азербайджаном по вопросу арцахских армян и Арцаха. Подобная лексика, оправдана она или нет, закрывает все возможные двери переговоров.
Именно в этом контексте и, вероятно, принимая во внимание все это, госсекретарь США Энтони Блинкен провел телефонные переговоры сначала с Пашиняном, а затем с Алиевым, призывая их продолжать переговоры, не сбавлять темп, соблюдать режим прекращения огня, ограничить провокации на границе.
Затем последовало адресное выступление Никола Пашиняна в Национальном собрании РА во время обсуждения бюджета: «В политическом поле Армении практически существует консенсус по нагорно-карабахскому вопросу, учитывая приемлемость российских предложений», — заявил Пашинян.
Армянская сторона заявила сначала устами секретаря Сосбеза Армена Григоряна, а затем Пашиняна, что Армения выдвигает вопрос не о статусе, а о безопасности и правах армян Нагорного Карабаха, и что будущий армяно-азербайджанский мирный договор не может обсуждаться без учета этих проблем.
Получается знаменитая ленинская модель: шаг вперед, два шага назад. Армения и Азербайджан вступают в прямой диалог, встречаются по инициативе США, но после возвращения Азербайджан грозит новой войной и коридором, а Армения говорит об опасности геноцида армян Нагорного Карабаха.
Драматизм ситуации в том, что Армения, говоря о посредничестве и роли США, одновременно заявляет, что и правительство, и оппозиция принимают российское предложение. Соглашаются отложить вопрос статуса Арцаха на будущее, но буквально на следующий день говорят о безопасности и правах народа Арцаха.
Такая двойственность не от хорошей жизни: Армении приходится играть на всех столах, пытаясь совмещать или хотя бы обходить как американское, так и российское посредничество. Но как совместить предложения, авторы которых, или, как называют их власти, «необходимые гаранты мирного договора», противостоят друг другу, а единственный объединяющий формат — Минская группа ОБСЕ — на данный момент считается мертвым.
Если прежде Россия и Азербайджан синхронно говорили о несуществовании формата Минской группы, то теперь к ним присоединился американский сопредседатель МГ, заявив, что этот формат больше не действует. Это — надгробие возможного сотрудничества, по крайней мере, сейчас, пока идет война на украинском фронте, а Россия и США находятся в состоянии беспрецедентной конфронтации.
Ситуация тупиковая. Армения говорит о правах и безопасности арцахских армян, требует международных гарантий и гарантов, а Азербайджан считает проблему своим внутренним делом и настаивает, что будет говорить напрямую с арцахскими армянами, а не с «отправленным из Москвы Варданяном».
В результате таких противоречий Армения, подобно персонажам знаменитого романа Маркеса «Хроника объявленной смерти», каждый день ждет новой агрессии Азербайджана, новой кратковременной войны и вооружается всеми возможными способами, понимая, что на данном этапе требования и ожидания сторон не совпадают, а любое замораживание и срыв переговоров означает новую войну и новые жертвы.
Гор Мадоян