Выступая 23 ноября на саммите ОДКБ в Ереване, премьер-министр Армении Никол Пашинян процитировав весь пункт 9 заявления от 9 ноября 2020 года, отметив, что президент Азербайджана постоянно настаивает на создании какого-то коридора через территорию Армении и обвиняет Армению в невыполнении вышеуказанного пункта.
«Я специально процитировал пункт 9 трехсторонней декларации, чтобы показать очевидное: там нет слова “коридор”, ничего не сказано о коридоре.
В этом пункте, как вы убедились, речь идет о разблокировании всех экономических и транспортных коммуникаций в регионе, и только в этом контексте упоминается транспортная связь между западными районами Азербайджана и Нахиджеванской АР, и этот раздел, соответственно, является частью процесса разблокирования транспортных и хозяйственных коммуникаций в регионе», — подчеркнул он.
«Это очевидно также из трехстороннего заявления от 11 января 2021 года, которое является документом, разъясняющим пункт 9 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. В связи с этим следует отметить, что обвинения в адрес Армении в нарушении пункта 9 заявления от 9 ноября 2020 г. совершенно беспочвенны. В этом вопросе у Армении есть только одно обязательство — обеспечить транспортное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахиджеванской Автономной Республикой, в то время как ни в сообщении от 9 ноября, ни в каком-либо другом сообщении не упоминается конкретный маршрут», — заявил Пашинян.
Он также отметил, что Армения всегда была готова и сейчас готова обеспечить такую связь. С этой целью был введен в обращение проект постановления Правительства РА об установлении контрольно-пропускных пунктов на армяно-азербайджанской границе, и в результате этого решения Азербайджан может получить связь с Нахиджеванской Автономной Республикой через территорию Армении.
«Это решение не принимается только по одной причине: Азербайджан не хочет этой дороги», — заметил он.
«Это означает, что Армения полностью выполняет свое обязательство, а Азербайджан не хочет воспользоваться создавшейся возможностью. В то же время такой отказ совершенно непонятен. Если Азербайджан действительно хочет мира и стремится к достижению мира, как он заявляет, то давайте откроем эти блокпосты, эти дороги, давайте создадим возможности для людей. Понятно, что сначала они будут расстроены, растеряны, задумаются, но когда убедятся в искренности намерений, то и граждане Армении, и граждане Азербайджана обязательно начнут пользоваться этой новой возможностью передвижения, я уверен, что граждане России и других наших стран также», — отметил Пашинян.
«Что касается строительства новых дорог, то согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г. или любому другому соглашению или документу, у Республики Армения нет таких обязательств. Пункт 9 декларации предусматривает такую возможность по соглашению сторон. И Республика Армения готова дать свое согласие. Но соглашение не состоялось только по одной причине: Азербайджан продолжает свою агрессивную риторику и действия вопреки достигнутым договоренностям и подписанным заявлениям. Позвольте мне быть конкретным: это риторика о коридоре, вы знаете об этом. К сожалению, некоторые наши партнеры так или иначе поддаются заблуждению или провокациям, и порой соглашаются принять документы, где используются такие формулировки», — подчеркнул премьер.
«Еще один нюанс: пункт 9 гласит, что контроль за транспортным сообщением осуществляют органы пограничной службы ФСБ России.
Этот момент дополнительно уточнен в Указе президента Российской Федерации № 695 от 10 ноября 2020 года “О мерах, направленных на поддержание мира в Нагорном Карабахе”, пункт 3 которого гласит, цитирую: “Федеральная служба безопасности Российской Федерации контролирует транспортное сообщение Республики Армения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахиджеванской Автономной Республикой в обоих направлениях в целях обеспечения беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и грузов”», — процитировал Пашинян.
«Иными словами, нет и не может быть речи о контроле над нашей суверенной территорией и отчуждении каких-либо наших суверенных функций. Речь идет о контроле за выполнением договоренностей. Кстати говоря, когда мы говорим договор, мы должны понимать Заявление, потому что других договоров, естественно, быть не может, и эту функцию может выполнять только пограничная служба ФСБ РФ. И как я понял, мы говорили об этом по дороге, у нас общий подход к этому вопросу», — подчеркнул премьер-министр.