Армянские парламентарии в ускоренном режиме приняли законодательные поправки, дающие спецслужбам право уничтожать документацию без рассекречивания. До сих пор спецслужбы могли рассекретить лишь документы, представляющие государственную и служебную тайну. Инициативу парламентской оппозиции, согласно которой документы до уничтожения должны были быть опубликованы, правящее большинство не поддержало. Какие правовые и исторические последствия будет иметь это решение? Какие документы власти пытаются скрыть от общественности?
Глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц считает, что законодательная поправка вызвана опасениями люстрации, принятие которой всего лишь вопрос времени.
«В последние годы, в частности, после смены власти в 2018 году, оценки деятельности СНБ и требование принять закон о люстрации стали поводом для беспокойства властей. И вместо того, чтобы рассекретить документы, свидетельствующие о преступлениях против государства, привлечь виновных к ответственности, представляют законодательные поправки, дающие право скрыть преступления. А так как СНБ является филиалом КГБ-ФСБ России, уничтожение архивов позволит скрыть засекреченные факты преступной и антигосударственной деятельности, развернутой СНБ в период независимости Армении», — заявил Сакунц AliQ Media.
Во всей этой истории, по мнению правозащитника, непонятна роль правящей партии. «Позиция властей дает основание полагать, что правящая сила стремится уничтожить документы, чтобы не раскрыть себя как российскую агентуру. Голосуя за законопроект, правящая сила становится соучастником преступлений. Преступны не только незаконные деяния, но и их сокрытие», — подчеркнул правозащитник.
Он отметил, что сокрытие агентурной сети угрожает национальной безопасности. По его словам, агентура в критической ситуации голосует или принимает решения, попирая интересы собственного государства.
«Это серьезный вызов, удар будет по государственности, ее безопасности и суверенности. Когда нет возможности изменить государственную структуру безопасности, которая по своей содержательности остается безнаказанной, преступления против государственности продолжатся. Чтобы пресечь это, нужно провести люстрацию», — полагает Сакунц.
По его словам, нет никаких гарантий, что вся документация будет уничтожена, и в будущем копии документов не будут использованы кем-то в личных целях.
«Полностью уничтожить архив невозможно. Досье в будущем могут быть использованы в корыстных целях — ради денег, бизнеса или политических целей. Секретные документы, с точки зрения безопасности, сами по себе угроза. Позволяют шантажировать поколения. Это, своего рода, цепная реакция. Поэтому безнаказанность порождает новое преступление. Эти поправки — бомба замедленного действия», — пояснил правозащитник.
Тем не менее, он уверен, что скрыть следы преступлений и агентурную сеть России не удастся. «Нацистские преступления попытались уничтожить, но доказательства всплывали еще десятилетия после Второй мировой войны, помогая раскрыть эти преступления», — сказал Сакунц.
Глава Хельсинкской ассоциации Армении, правозащитник Нина Карапетянц, согласна с мнением, что поправки приняли, чтобы нейтрализовать люстрацию.
«Если сразу после смены власти в 2018 году о люстрации говорили очень мало людей, а до этого и вовсе единицы, то в последнее время, особенно после войны, у многих в обществе возникает вопрос: “Кто предатель?”. Вероятность люстрации выросла. Поэтому и хотят уничтожить всю информацию. И что подозрительно, обсуждения проходила в ускоренном режиме», — заявила она AliQ Media.
Политический истеблишмент Армении заинтересован в уничтожении этой документации, считает она. «Российские интересы продвигали не только прежние власти, но и действующие. Но вся проблема для политического истеблишмента заключается в том, что эта документация хранится не в одном экземпляре. Они есть и в стране, чьи интересы продвигали армянские политики. Ненужной документации, которую нужно уничтожить, у спецслужб не бывает. Если эти документы ненужные, почему бы не открыть архивы?» — спрашивает Карапетянц.
По ее мнению, власти страхуются от возможных геополитических изменений. «Не исключаю, что Россия собирается уходить из Армении и убирает за собой хвосты, чтобы не выдавать свою агентуру. Весь архив КГБ, в частности, оригиналы, хранятся в России, и здесь появилась необходимость провести “уборку”. Собственные архивы Россия не станет уничтожать, рассчитывая вновь вернуться с компроматами, которые позволят кого-то приструнить, кому-то напомнить, кто их хозяин, и попытаться активировать свою агентуру», — заявила правозащитник, добавив, что уничтожение документации присуще оккупированным странам.
«Страна-оккупант либо увозит секретные документы, как это было после развала СССР, либо уничтожает. Армения оккупирована, и Россия стремится уничтожить следы своей оккупации», — заключила Карапетянц.
Журналист, автор аналитических материалов, специализирующийся на политических и социальных темах. Соавтор 6 документальных фильмов.