Если оттолкнуться от анализа всех последних заявлений из Еревана и особенно из Баку, создается впечатление, что ожидать подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном не приходится. Причем отнюдь не только до конца года, как это было анонсировано Брюсселем и Вашингтоном. Важно подчеркнуть, что тормозящая мирный процесс деструктивная риторика, а теперь уже и действия сторон начались после 31 октября, а именно после сочинской встречи Пашиняна и Алиева с президентом РФ Владимиром Путиным…
«Встреча в Брюсселе должна была состояться 7 декабря. Но вчера Хикмет Гаджиев сообщил мне, что с ним связался офис Шарля Мишеля и сообщил, что премьер-министр Армении Никол Пашинян дал согласие на встречу только в том случае, если в ней примет участие президент Франции Макрон. Это означает, что встреча не состоится», — заявил 25 ноября президент Азербайджана.
Поводом для подобной антимакроновской позиции, согласно Алиеву, стали сделанные «менее чем через неделю после встречи в Праге обвинения в том, чего мы не делали». «Затем последовала известная резолюция французского Сената от 15 ноября, совершенно неприемлемая и оскорбительная. Потом была еще одна антиазербайджанская резолюция Национального собрания Франции, затем попытка Франции напасть на нас через саммит Франкофонии. Учитывая все это, становится ясно, что Франция не может участвовать в мирном процессе», — заявил Алиев.
МИД Армении в лице пресс-секретаря Ваана Унаняна заявил в ответ следующее: «Предыдущая встреча в Праге, где была достигнута договоренность о продолжении встреч, проходила в четырехстороннем формате, и логично, что формат встречи и состав участников должны быть прежними. Все заявления Баку о том, что армянская сторона пытается сорвать проведение встречи и мирный процесс, не имеют ничего общего с действительностью. Армения готова к встрече 7 декабря в соответствии с договоренностью и форматом, достигнутым в Праге».
Итак, продолжать мирный процесс в Брюсселе Алиев не собирается. Но «готов рассматривать альтернативные варианты», о чем говорит его следующее заявление: «Посмотрим, кто и на какой площадке выступит посредником».
На какой — в Москве или в Вашингтоне — пока непонятно. Понятно лишь, что Алиев не хочет встречаться в Брюсселе, выдвигая в качестве причины присутствие Макрона. Того самого Макрона, чье присутствие совершенно не помешало ему ранее явиться в Прагу.
Важно подчеркнуть, что дезавуируя Брюссель, Алиев, по большому счету, бьет и по американскому посредничеству в урегулировании армяно-азербайджанских отношений. Причина в схожести главных целей Брюсселя и Вашингтона в этом посредничестве — возвращение России на северные склоны Кавказского хребта. Именно поэтому еще 16 ноября госсекретарь США Энтони Блинкен призвал премьер-министра Никола Пашиняна «сохранить динамику мирных переговоров между Азербайджаном и Арменией после встречи министров иностранных дел в Вашингтоне 7 ноября». В этот же день в телефонном разговоре с Алиевым Блинкен призвал обе стороны, внимание, «запланировать дальнейшие переговоры, как это было согласовано в Вашингтоне». После чего призвал Алиева «соблюдать режим прекращения огня и исключить провокации, одновременно изучая меры укрепления доверия с Арменией, чтобы подготовить почву для мира».
Призыв явно уместен, поскольку каждый день в Армении начинается с информации об обстрелах позиций ВС Армении на восточном направлении со стороны ВС Азербайджана. Причем в последнее время азербайджанские военные вновь стреляют в арцахских трактористов и пастухов, предварительно распространяя сводки об обстрелах своих боевых позиций со стороны ВС Армении и Армии обороны Арцаха. Важно подчеркнуть, что все последние заявления и действия армянского премьера Пашиняна также совершенно не приближают подписание мирного договора. Суть текущей политики Армении — в взваливании ответственности за провал мирных инициатив Запада на Азербайджан. Однако реального стремления приблизить подписание этого договора со стороны Еревана также не просматривается.
Еще 27 октября на итоговой пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» Путин достаточно прозрачно анонсировал собственные установки на Сочи. Суть этих установок — отсрочка решения вопроса статуса Арцаха и «Зангезурский коридор» под контролем РФ. Встретив в обоих вопросах сопротивление Еревана и Баку, Путину пришлось убрать из предварительного текста итогового заявления в Сочи оба пункта. Взамен президент РФ потребовал от Пашиняна и Алиева не подписывать мирного соглашения при посредничестве Запада. И постсочинская агрессивно-активная позиция Алиева, и пассивно-уклончивая позиция Пашиняна говорят о том, что путинские требования были приняты.
Как и в 1991 году, Москва заинтересована в сохранении армяно-азербайджанского конфликта в тлеющем состоянии. Последнее возможно исключительно в случае сохранения Арцаха без статуса, но с проживающими там армянами. Ответ на то, исходит ли эта политика из интересов Еревана и Баку — в итогах 30-летнего противостояния Армении и Азербайджана. Как и в 1992 году, Арцах сегодня не принадлежит ни Армении, ни Азербайджану. Он принадлежит России. И удерживает в заложниках Москвы и Ереван, и Баку. Таким образом, десятки тысяч погибших, сотни тысяч раненых, изгнанных за последние три десятилетия из своих домов армян и азербайджанцев были принесены в жертву интересам России, но никак не Армении и Азербайджана.
Похоже, на Западе это давно прекрасно осознали. Отсюда и стремление урегулировать, наконец, карабахский конфликт и убрать с Южного Кавказа питающуюся его кровью Россию. Лишившись крови, Кремль лишится обоснования собственного военного присутствия в Армении и Азербайджане. Меж тем, сегодня Россия все еще цепляется за Южный Кавказ исключительно штыками. И по итогам 44-х дневной войны она лишь усилила свое присутствие и продолжает усиливать последние два года.
Разумеется, эти реалии прекрасно понимают руководители и Армении, и Азербайджана. Понимают и выжидают — обрушения России, повторения сценария 1991 г., когда распад СССР автоматически дал независимость 15-ти государствам. Очевидно, с целью добиться ухода «штыков» без вступления в весьма опасные для себя прения с Путиным. Каждый в своих интересах. Что ж, весьма вероятно, что эти ожидания будут оправданы. Но выжидающим распада империи Путина все же стоит помнить, что именно распад СССР положил начало карабахскому конфликту, а не наоборот, как ошибочно думают многие…
Давид Степанян – ереванский журналист, политический аналитик. Ассоциированный эксперт Армянского института международных отношений и безопасности.