Председательствующая в ОДКБ Армения 23 ноября 2022 года приняла в Ереване лидеров стран-членов военного блока. В тот же день, собравшийся на пленарное заседание, Европейский парламент подавляющим большинством голосов принял резолюцию, назвав Россию, страну-лидера ОДКБ – страной-спонсором международного терроризма. Следом Европарламент утвердил другую резолюцию, в которой подчеркнул ответственность товарища Лукашенко за соучастие в агрессивной войне, отметив, что диктатор предстанет перед трибуналом. «Лукашенко и связанные с ним лица в равной степени ответственны за военные преступления в Украине и должны быть привлечены к ответственности перед международным трибуналом и Международным уголовным судом», – говорится в резолюции.
Верхом наивности было бы ожидать, что «союзники Армении» с таким послужным списком после полутора лет слепоты-глухоты-немоты стали бы называть вещи своими именами, границу – границей, ее нарушение и вторжение – нарушением и вторжением; или, как ничем не обязанная Армении Ирландия, пришли бы к выводу, что азербайджанские войска должны покинуть захваченную армянскую территорию (ок.150 кв. км), а в случае отказа – выразили бы «глубокую озабоченность» и призвали бы проявить здравый смысл; уже не говоря о том, чтобы в знак солидарности с Арменией оказать дипломатическое давление на Баку. А о военном содействии Армении – вообще лучше промолчим, дабы публику не насмешить.
Произошло то, что не могло не произойти: гора родила мышь, причем, дохлую. Армении «в помощь» подсунули пустышку, содержащую лишь благие, ни к чему не обязывающие пожелания. Плюс – «наблюдателей на границе во избежание напряженности» и т.д. А интересно, кто же так «напрягает»? На какой границе? А разве у Армении в логике Москвы и ее авторитарных братков есть граница? «Она же не делимитирована!».
Или может быть миротворцы нужны, чтобы сдерживать агрессивные выпады Азербайджана? Внештатный пресс-секретарь Кремля Лукашенко не краснея заявил, что ОДКБ не для того, чтобы «кого-то сдерживать или не сдерживать», и снова в жанре «Алиев – наш человек» взялся за свое: «Поговорите с Алиевым, попросите Москву о помощи» и т.д.
Затем, уже разошедшееся по ютубам, швыряние ручек на весьма символичные жовтно-блакитные цвета украинского флага, папки, лукашенковское разведение руками с лицом как на панихиде, подчеркнуто сухое: «До свидания, спасибо большое», – премьера Пашиняна после отказа подписать итоговый документ. Разошлось также видео с Площади Свободы в Ереване, с развевающимися флагами Армении, Украины, будущей России (бело-сине-белый), США, Франции, Европейского Союза, с призывами о выходе из пут «вековой дружбы» и смачными лозунгами.
Запомнилась также сентенция белорусского диктатора, единственного союзника Путина, поддержавшего его самоубийственную авантюру, – что судьба ОДКБ будет зависеть от того, победит ли Россия «на Украине»: победит – будет ОДКБ, не победит – не будет. На этом бессмысленном и беспощадном карнавале неадекватности, слова товарища Лукашенко, возможно, являют собой случай поистине пророческого высказывания.
Официальный Ереван очертил последующую тактику ведения дел с этим военным блоком: «Мы не уходим, это ОДКБ уходит», «Если ОДКБ намерено покинуть регион, то пусть об этом публично скажет» и т.п.
Да, на краткосрочную перспективу, перед лицом политически тяжелой зимы такая «линия» представляется во многом логичной. Однако, продолжать оставаться де-юре в военном альянсе со спонсорами терроризма, которых для краткости называют просто «террористами» и пытаться системно решать вопросы безопасности в сегодняшнем небезопасном мире – все равно, что закурить, сидя на пороховой бочке. И главный вопрос – есть ли задача слезть с этой бочки, пока не рвануло? В публичных заявлениях Еревана такое намерение не просматривается.
Помимо всего, переговорный процесс встал перед тупиком. После брюссельской встречи в конце августа, Алиев 13 сентября выстрелил в переговорный процесс, напав на Армению, не без отмашки со стороны Москвы. А это уже «не про Карабах», это уже попытка проверить на прочность состоятельность Брюсселя. На помощь подоспели США и Франция (Вашингтон, Прага). В ответ Путин «возник» со своим Сочи, итоги которого стали такими же эпохально убогими, как «отрицательная победа» российской армии в Херсоне и бегство целой группировки с правобережья Днепра.
Но сейчас Алиев уже не скрывает намерения выстрелить в пражские договоренности – якобы его сильно «обидел» Макрон, и продолжать процесс в русле Праги он отказывается.
Посмотрим, о чем договорились Рикер и Алиев, как отреагирует начальство Рикера на такое «не хочу это, хочу то». Всё же армянская дипломатия должна найти возможность спросить у Парижа: «Хорошо, Алиеву настроение испортить получилось, а на что готов Париж, если срыв переговоров вновь сползет в военную конфронтацию? Насколько далеко готова пойти Франция, естественно в союзе с Америкой, если заработает такой сценарий?». Скорее всего, у секретаря Совбеза Армена Григоряна такая возможность будет в ходе его встреч в Париже. О намерениях Германии тоже можно спросить в Берлине. Таким образом, визит в обе столицы на фоне происходящего обрастает новыми задачами, требующими срочного решения.
Среда вокруг нас, нашего региона, становится все более турбулентной и меняется не в линейной логике. Это требует инициативы, основанной на понимании исторического вектора происходящих перемен. Одной только рефлексии становится просто недостатчно. Судьба России в руках Путина и Ко и это делает второй этап распада СССР более кровавым, а ереванское фиаско ОДКБ – лишь отражение неспособности России достичь успеха в том, за что она боролась по меньшей мере в силу «престижа». Все это диктует логику предстоящих шагов Еревана: быть как можно дальше от России, во всех вопросах. Если есть хоть малейшая возможность решать их без России – решать без России, готовиться к построссийскому миропорядку и жизни в построссийском регионе. Остальное, в деталях – производное.