«Ответ на вопрос, почему Минская группа ОБСЕ не работает над урегулированием карабахского конфликта и есть ли перспектива возобновления ее работы, очень прост», — заявил на пресс-конференции министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
«Минская группа ОБСЕ когда-то была создана для объединения стран, которые могли влиять на регион и могли подавать сигналы как Еревану, так и Баку. Однако после 44-дневной войны и достижения соглашения о прекращении огня при посредничестве РФ, когда Москва стала поддерживать стороны в демаркации границы, разблокировании коммуникаций и подготовке мирного договора, были замечены попытки других игроков вмешательства в эти процессы», — заметил он.
«После начала спецоперации в Украине Запад устами Вашингтона и Парижа официально заявил, что не будет работать с РФ нигде и ни в каком формате. Тем самым они объявили о завершении деятельности Минской группы ОБСЕ. Поэтому, когда наши армянские коллеги иногда вспоминают о МГ, мы говорим им, что этот вопрос нужно адресовать не нам, а США и Франции, которые сказали, что собрать эту группу невозможно, и, конечно же, Азербайджану, поскольку без его участия любые посреднические усилия бессмысленны», — отметил он.
Согласно Лаврову, Франция и США похоронили МГ ОБСЕ, а теперь пытаются помешать посредническим усилиям России между Ереваном и Баку, пытаясь посредническими усилиями компенсировать похороны МГ за счет приватизации договоренностей, достигнутых с участием Москвы. К примеру, в Брюсселе проходит заседание комиссии по делимитации границы.
Лавров также объявил, что Азербайджан готов предоставить армянам Карабаха гарантии прав, которыми обладают другие граждане Азербайджана. Он также подчеркнул, что власти Армении в последнее время больше говорят о правах армян в Карабахе, чем о статусе.
Лавров также вспомнил, как еще в 2012 году РФ внесла предложения, и если бы они были приняты, карабахский вопрос был бы закрыт навсегда. «Во всяком случае, именно тогда возникла концепция отсрочки статуса Карабаха. Концепция была очень простой: армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя два района, которые связывают Армению с Карабахом, и судьба этих двух районов, а они азербайджанские, никто не оспаривает, будет решена со временем, при определении статуса Карабаха», — заявил он.
Именно тогда, согласно Лаврову, впервые появилась концепция переноса вопроса о статусе «на потом». Причем, «потом» означало, образно говоря, следующее поколение. «Затем осенью 2020-го была война, которая остановилась на стадии предварительных контактов, когда готовились трехсторонние заявления, три трехсторонних саммита с участием президента РФ: два в Москве, один в Сочи. Тогда также говорили о необходимости как-то запустить политический процесс, и было понимание, что вопрос о статусе Карабаха нужно отложить. Исходя из этого, Россия сформулировала свой вариант мирного договора, который весной был передан сторонам, и эта фраза там была. И, кстати, азербайджанская сторона заявила, что готова поддержать почти все, но вопрос статуса должен быть пересмотрен», — отметил он.
«На встрече в Сочи мы хотели вернуться к этому вопросу и понять, в какой степени наши партнеры готовы сейчас действовать по-джентльменски: решить все вопросы, а вопрос статуса Карабаха оставить на “потом”. Однако когда в Сочи приехали президент Алиев и премьер-министр Пашинян, они привезли из Праги документ, в котором говорилось, что они хотят подписать мирный договор, руководствуясь Уставом ООН и Алматинской декларацией», — сообщил министр.
«В последней четко сказано, что границы между новыми государствами будут основываться на границах бывших союзных республик СССР, где НКАО однозначно входит в состав Азербайджанской ССР. И когда после подписания этого соглашения наши армянские партнеры говорят нам, чтобы РФ подтвердила свои предложения по статусу Карабаха, ну вы же понимаете, что это не столько из “оперы” ведения переговоров, сколько из другой оперы», — заявил Лавров.